Содержание статьи:

АКПП современных транспортных средств состоят из большого количества механизмов и узлов, в число которых входят фрикционные диски. Они обеспечивают сцепление элементов трансмиссии и плавное переключение скоростей. Прерывают потоки мощности при смене режимов езды. В процессе эксплуатации автомобиля на фрикционы приходится сильная нагрузка. Поэтому при достижении определенного пробега диски стачиваются и требуют замены.

Устройство и принцип работы

Фрикционы — тонкие подвижные и неподвижные кольца, которые ставятся на планетарные редукторы. Для изготовления деталей используется металл и специально прессованный картон. Стальные неподвижные кольца нужны для соединения механизмов внутри КПП и отвода тепла. Мягкие подвижные фрикционы покрыты кевларовым или графитовым слоем и обеспечивают эффект плавного скольжения узлов трансмиссии в момент переключения скоростей. Подвижные кольца вращаются вместе с солнечными шестернями. Обеспечивают плавное зацепление элементов коробки без разрыва передачи крутящего момента.

В каждом редукторе есть комплект стальных и мягких дисков, чередующихся друг с другом. Между двумя стальными фрикционами размещается картонный. За счет такой последовательности увеличивается сцепление в момент включения передач.

Для соединения с ведущим и ведомым валами на дисках предусмотрены внутренние и внешние зубья. Когда передача выключена, ведущий вал свободно вращается, а фрикционы ведомого находятся в неподвижном состоянии. В процессе работы трансмиссии гидравлический толкатель зажимает диски, за счет чего ведомый вал планетарного редуктора приходит в движение и передает крутящий момент от мотора на привод.

Поэтапно порядок работы механизма сцепления выглядит следующим образом:

  1. При переводе селектора в положение D масляный насос формирует давление в системе.
  2. Трансмиссионная жидкость подается к заданному каналу гидроблока.
  3. Фрикционы плотно сжимаются между собой под воздействием давления масла.
  4. Барабан сцепляется с солнечной шестерней.
  5. Включается соответствующая пара зубчатого зацепления.
  6. Требуемый момент вращения передается на выходной вал КПП и далее на ходовую.

Скорость движения машины зависит от установленного передаточного отношения.

В отдельных моделях автоматических коробок передач фрикционный комплект находится снаружи катушки ведущего вала, а не внутри. Принцип работы аналогичный, разница только в диаметре конструкции.

В процессе движения автомобиля диски могут совершать десятки и сотни тысяч оборотов, что увеличивает их износ. Поэтому крайне важна качественная смазка трансмиссии для продления эксплуатационного ресурса компонентов.

Разновидности фрикционов

  1. Односторонние. С одной стороны устройства стальные, а на другой предусмотрена специальная накладка. Такие модели можно встретить в АКПП старого образца.
  2. Двусторонние. Производятся из прочного металлического сплава. Также оснащаются накладками с одной из сторон. Используются в современных АКПП. Обеспечивают эффективный теплоотвод от дисков, которые в процессе работы сильно нагреваются.

Многие производители отдают предпочтение накладкам из графитового волокна. Материал долго сохраняет свойства и не пригорает в условиях термического воздействия.

Изделия обеспечивают:

  • эффективное впитывание смазочного вещества;
  • охлаждение металлических деталей рабочих узлов и механизмов КПП;
  • увеличение стойкости компонентов сцепления к износу;
  • продление общего периода эксплуатации механизмов.

Накладки можно приобрести отдельно. Они выпускаются в разных типоразмерах, что облегчает подбор под конкретную трансмиссию.

Фрикционные пакеты бывают сухими и мокрыми. Комплекты второй группы заполнены маслом, что обеспечивает более эффективное смазывание деталей и отвод тепла. Вместе с тем у мокрых муфт есть недостаток — невысокий коэффициент трения. Производители компенсируют его за счет увеличения давления на диски и использования новейших фрикционных материалов.

Эксплуатационный срок

За счет постоянной масляной пропитки фрикционы меньше изнашиваются. Основное условие для стабильной работы — своевременная замена трансмиссионной жидкости. При соблюдении регламента срок эксплуатации дисков — 200–300 тыс. км пробега. В отдельных моделях он достигает 500 тыс. км.

При несоблюдении сроков замены масла или игнорировании процедуры в необслуживаемых АКПП эксплуатационный ресурс снижается. В наших условиях трансмиссия испытывает сильные нагрузки. После 60 тыс. км пробега масло теряет свойства на 50 %, поэтому не может обеспечить дискам необходимую защиту.

Причины выхода из строя

Кроме загрязненной или низкокачественной трансмиссионной жидкости, к поломке фрикционов приводят:

  1. Динамическая эксплуатация транспортного средства — пробуксовки и резкие ускорения с места, регулярный кик-даун КПП или принудительное удержание от переключения скоростей в ручном режиме.
  2. Увеличение нагрузки — превышение допустимого веса, буксировка других автомобилей и езда на постоянно загруженной машине.
  3. Недостаточное охлаждение трансмиссии — перегрев коробки при агрессивном стиле езды или слабая эффективность системы, отвечающей за контроль температуры в механизме.

Проблемы возникают и в случае подгорания масла, появления металлических включений в виде стружки, пыли и других элементов износа, а также воды. В последнем случае жидкость способствует быстрому разрушению мягких фрикционов из прессованной бумаги. К неисправности также может привести засорение масляного фильтра, насоса, каналов гидроблока, снижение давления, воздействующего на диски, или износ накладок фрикционов.

Для решения проблемы в отдельных случаях достаточно промывки масляного радиатора, замены смазки и фильтра. В других ситуациях потребуется разборка КПП, промывка каналов гидроблока, проверка работоспособности соленоидов и установка нового пакета фрикционов.

Признаки поломки

На износ дисков и необходимость их замены указывают следующие факторы:

  • темный цвет трансмиссионной жидкости и запах гари;
  • снижение уровня масла в картере КПП — ниже минимальной отметки на замерном щупе или при контрольной пробе;
  • продолжение движения авто при переводе селектора автомата в нейтральный режим;
  • затруднения при переключении скоростей;
  • отказ режима заднего хода;
  • дерганье при переключении скоростей;
  • характерный металлический шум на холостых оборотах;
  • движение машины только на непрогретом масле (пока оно густое) — вязкость у разогретой жидкости снижается, из-за чего толкатель не может полноценно сжимать изношенные диски.

При появлении одного или нескольких признаков нужно проверить работу механизма сцепления. Поврежденные в результате выработки или выгорания диски необходимо оперативно поменять. Изношенные детали засоряют масло мелким металлическим абразивом и фрикционной пылью, что приводит к загрязнению соленоидов гидроблока, увеличению нагрузки на насос и гидротрансформатор. Возрастает риск повреждения шестерен планетарного механизма КПП.

Диагностика

В современных машинах проверка фрикционов осуществляется с помощью компьютерной диагностики. Мастер подключает проверочное оборудование к бортовому компьютеру через специальные диагностические разъемы и считывает коды ошибок. В отдельных моделях автомобилей механический износ дисков сложно выявить без вскрытия КПП. Для определения проблемы потребуется демонтаж и разборка трансмиссии, после чего проводится осмотр состояния фрикционов.

Накладки дисков начинают разрушаться, если температура масла более +140 °С. При постоянном превышении показателя горят и осыпаются мягкие кольца. Если толщина фрикционов АКПП меньше установленных параметров, потребуется замена на новые.

Порядок монтажа

Диски меняются полностью или частично. В ремкомплект, кроме фрикционов, входят новые фильтрующие элементы, сальники, прокладки и уплотнители. Работа проводится после демонтажа трансмиссии. Процесс трудоемкий и требует опыта. Поэтому грамотно произвести замену могут только профессионалы с навыками ремонта АКПП. Они правильно определят степень износа фрикционов, установят новый пакет и восстановят все функции механизмов сцепления.

Порядок работы следующий:

  1. Установка машины на яму или эстакаду.
  2. Прогрев КПП до рабочей температуры.
  3. Слив масла. Выполняется через шланг, который отсоединяется от радиатора коробки и подключается к сливному отверстию.
  4. Демонтаж и разборка трансмиссии. Учитывая вес коробки передач, работы желательно проводить на автомобильном подъемнике с использованием специального домкрата. Все элементы, подключенные к КПП, отсоединяются.
  5. Извлечение из-под насоса старого фрикционного пакета и замена на новый.
  6. Сборка трансмиссии в обратном порядке.
  7. Установка АКПП в автомобиль.
  8. Заливка новой трансмиссионной жидкости с проверкой уровня.

Параллельно с основной работой, как правило, меняется масляный фильтр и тормозная лента. При выборе нового комплекта фрикционных дисков нужно отдавать предпочтение оригинальным запчастям или комплектующим проверенных брендов. Оптимальный вариант — детали марок, рекомендованных автопроизводителем. Также нужно учитывать толщину, диаметр изделий и количество зубьев.

Замена фрикционов в профильной мастерской

Transmission System — ведущий сервис по ремонту автоматических коробок передач в Москве. Мастера обслуживают любые модели КПП, меняют фрикционы и другие детали с использованием современного оборудования и оригинальных запчастей. Работы проводятся после диагностики, с помощью которой выявляются неисправности и оценивается степень износа основных узлов коробки передач.

Замена фрикционов относится к полноценному ремонту трансмиссии, поскольку требуется демонтаж и разборка. Цена зависит от модели автомобиля, срочности работы и сложности конструкции АКПП. В окончательную сумму включается стоимость пакета фрикционов, которая также разнится в зависимости от модели коробки передач.

После монтажа новых компонентов, сборки и установки мастера проверяют работу трансмиссии на специальном стенде. Ремонт в мастерской гарантирует безупречную работу коробки передач, а также спокойную и безопасную езду.

И напоследок советы по эксплуатации

Чтобы фрикционы не подгорали и прослужили как можно дольше, нужно следовать нескольким простым рекомендациям. Зимой перед поездками необходимо в течение 5 минут прогревать КПП при рабочей температуре и избегать масляного голодания. Частичную замену жидкости следует делать каждые 30 тыс. км пробега, а полную — через 60 тыс. км. Нужно использовать только оригинальные масла или их аналоги. Кроме этого, желательно постоянно придерживаться аккуратного стиля езды без сильных динамических нагрузок.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист