Содержание статьи:

По данным аналитического агентства «Автостат», в первом квартале 2021 г. новым автомобилям с автоматической трансмиссией отдали предпочтение около 235 тыс. россиян. Покупки машин с роботизированными коробками передач, гидравлическими «автоматами» и вариаторами составили 64,5 % общего объема продаж — очередной рекорд на российском рынке.

Востребованность всех автоматических коробок переключения передач (АКПП) неуклонно растет. Вместе с ней повышается интерес автолюбителей к и «роботу» в отдельности. Рассказываем, что нужно знать о роботизированных коробках.

Отличия от классического «автомата»

По конструкции и принципу работы два типа АКПП сильно разнятся.

На классическую коробку передач крутящий момент от двигателя поступает через гидротрансформатор — специальную камеру, в которой расположены насосное, турбинное и реакторное колеса. Насосное колесо закручивает потоки трансмиссионной жидкости внутри гидротрансформатора, реакторное — усиливает потоки, турбинное — приходит в движение под воздействием жидкости и передает крутящий момент на планетарную коробку передач. Таким образом, трансмиссия связана с валом двигателя не напрямую, а через гидравлику, трансмиссионное масло.

В свою очередь, коробка «робот» схожа с механической трансмиссией: она связывает вал двигателя с ведомым валом через набор шестерен, поэтому масло требуется лишь для смазки деталей.

Разное устройство обуславливает важные отличия «робота» от гидромеханического автомата:

  • замена масла требуется реже. Новую жидкость в роботизированную коробку обычно рекомендуют заливать каждые 50–80 тыс. км, в коробку «автомат» — каждые 50 тыс. км;
  • возможно переключение передач в ручном режиме, так как конструктивно трансмиссия родственна механической коробке. В классической трансмиссии это не предусмотрено;
  • агрегат дешевле в ремонте, так как имеет более простую конструкцию;
  • лучше разгон и выше экономичность, ведь гидромеханическая коробка означает потери энергии из-за использования трансмиссионной жидкости для передачи крутящего момента;
  • происходят рывки при переключении передач. «Гидроавтомат» же исключает подобные эффекты.

Таким образом, каждая из трансмиссий имеет свои особенности, которые следует учитывать при выборе и эксплуатации машины.

Устройство роботизированной коробки передач

В основе трансмиссии — принцип работы механической коробки.

В «механике» крутящий момент от двигателя через систему сцепления передается на первичный вал. На таком валу жестко закреплены шестерни, которые находятся в зацеплении с шестеренками вторичного вала. Последние же закреплены на валу не жестко, поэтому на нейтральной передаче свободно вращаются вокруг ведомого вала. Когда водитель рычагом КПП включает другую передачу, система тяг перемещает синхронизатор — составную часть блокировочной муфты. Благодаря муфте шестерня выбранной передачи КПП сцепляется с ведомым валом, и крутящий момент передается уже на колеса автомобиля.

Коробка «робот» действует таким же образом. Отличие заключается лишь в том, как включается и выключается сцепление, а также выбираются передачи машины. На автомобилях с РКПП за водителя это делает компьютер — процесс автоматизирован. Электронный блок управления (ЭБУ) подает команды актуаторам — специальным электроприводам, которые и приводят в движение нужные механизмы.

Частые поломки

Такие коробки выходят из строя либо из-за сбоев электроники, либо по причине механического износа или повреждения деталей.

В электронном оборудовании происходят следующие поломки:

  • выгорание контактов;
  • неисправность приводов переключения передач «робота»;
  • сбои в работе ЭБУ и прочее.

К частым механическим неисправностям относится износ:

  • подшипников качения;
  • вилки выбора передач;
  • выжимного подшипника;
  • дисков сцепления.

Так как «механика» и РКПП устроены практически одинаково, они выходят из строя схожим образом. Вместе с тем, роботизированный тип коробки передач — это масса электронных компонентов и электронный блок управления, которые делают список вероятных неисправностей более разнообразным.

Обслуживание: как продлить срок эксплуатации

Специалисты рекомендуют соблюдать несколько правил при техническом обслуживании. Чтобы РКПП служила долго, следует:

  • тестировать электронный блок управления на каждом техобслуживании;
  • менять масляные фильтры с периодичностью, заявленной производителем;
  • держать в чистоте мехатронный модуль (мехатроник), иначе он может перегреваться и давать сбои;
  • менять механические компоненты коробки даже чаще, чем рекомендует производитель.

Важным считается и стиль вождения. Аккуратная езда предотвращает многие неисправности. Эксперты советуют:

  • начинать движение плавно, без резкого нажатия на педаль акселератора;
  • не допускать сильную пробуксовку колес и заносы;
  • избегать бездорожья, если машина не оснащена пониженной передачей;
  • не нажимать на газ с тормозом единовременно, если включен режим Drive;
  • не менять режимы Reverse, Drive и Parking во время движения авто.

Общая рекомендация стандартная — пунктуальность при техническом обслуживании и аккуратный стиль вождения.

Достоинства и недостатки

РКПП совмещает преимущества механической коробки передач и возможности современной электроники. Для нее характерны:

  • простота конструкции;
  • низкий расход горючего;
  • высокий КПД;
  • недорогое технические обслуживание.

Однако, по сравнению с автомобилями, оборудованными гидромеханической трансмиссией, машины с такой коробкой, как «робот»:

  • отличаются рывками при переключении передач;
  • могут откатываться назад;
  • замедленно переключают передачи.

Таким образом, РКПП менее комфортна, чем классический «автомат», зато экономичнее по расходу горючего и техническому обслуживанию.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист