Современные автоматические трансмиссии — это сочетание гидравлики, электронного блока управления, бортового компьютера, масла. Причем этот вид коробки умеет программировать действия водителя во время движения автомобиля.
Понятие адаптации АКПП
Адаптивный автомат оснащен «умной» электроникой, которая умеет автоматически настраивать в непрерывном режиме два вида приспособляемости АКП:
- электронное «привыкание» к стилю езды (манере вождения) водителя;
- механическое считывание естественного износа самого агрегата.
В результате ЭБУ автомобиля запоминает оптимальную взаимосвязь между оборотами двигателя и моментом переключением передач. На АКПП моложе 2000 года не водитель, а бортовой компьютер решает, на каких оборотах нужно открывать соленоиды, чтобы переключать передачи.
За все время разработано три вида АКПП:
- неадаптивные коробки без пониженных передач, переключение на другую передачу осуществляется при наборе 2500 оборотов двигателя, управление автоматом гидравлическое. В наличии кнопки зимнего, спортивного, экономичного режимов, включаемых вручную водителем;
- полуадаптивные автоматы, у которых водителю нужно уметь сбросить прежние настройки и сделать адаптацию коробки самому или в сервисном центре;
- адаптивная автоматическая трансмиссия, которая сама непрерывно фиксирует все изменения АКПП. В ее работу вмешиваться не следует, автомат сам выберет режим езды и нужную передачу.
Человеку бывает трудно запомнить свои действия при изменении скорости автомобиля (разгоне, торможении), а также в момент опасности передвижения по скользкой дороге. Но когда электроника откалибрована, она способна различить эти моменты и использовать их в критических ситуациях, практически не вмешиваясь в спокойный режим работы АКПП.
Адаптивная автоматическая трансмиссия в зависимости от режима калибровки способна приспособиться к стилю езды водителя быстро или не очень скоро.
Иногда адаптация АКПП происходит некорректно, и автомат начинает «пинаться». В этом случае настройки автоматической трансмиссии сбрасываются, а затем их нужно откалибровать заново. Рекомендуется снова проводить адаптацию автомата после окончания зимнего сезона и замены масла в коробке только на новых автомобилях с небольшим пробегом. На старых авто с нормально работающим автоматом процесс адаптации затянется. Причем это время коробка будет работать нештатно, подвергаясь дополнительному износу. На старых авто принудительное (перепрошивка ЭБУ) обнуление настроек управлением автомата нежелательно.
Роль адаптации для оптимальной работы АКПП и комфортного вождения
Современный автомобиль сам помогает водителю сохранять управляемость при сложных дорожных условиях. По сути, самоадаптация АКПП представляет собой процесс настройки параметров и характеристик коробки-автомата, чтобы она максимально соответствовала индивидуальному стилю вождения и условиям эксплуатации машины. Электронный блок управления (ЭБУ) программирует автомат в трех режимах:
- Разгон, когда АКПП запоминает задаваемый водителем скоростной режим, а затем воспроизводит динамику ускорения в двух вариантах: постепенного (движение по ровной местности) и ускоренного (при начале езды и обгоне). В первом случае передачи переключаются спокойно и последовательно, во-втором — быстро, с возможным перескакиванием через одну скорость.
- Стабильная езда за городом и при медленном передвижении в пробках. Адаптация манеры езды запоминает частоту нажатия на педаль акселератора как при движении по трассе (включается высшая передача), так и при медленном перемещении (подбираются нижние передачи и устойчивые малые обороты).
- Торможение, при котором адаптивная коробка при резком нажатии на левую педаль может быстро сбросить 2–3 передачи. Но даже при экстренном замедлении адаптивная АКПП работает в плавном режиме без «пинков» и вибраций.
Общие сведения о принципах работы автоматических трансмиссий
Чтобы упростить управление автомобилем, были придуманы автоматические коробки, которые переключаются без участия водителя. Сегодня прослеживаются две тенденции развития автоматических трансмиссий:
- увеличение числа передач;
- совершенствование блока управления и программного обеспечения АКПП.
Таким образом, от простых систем, определяющих только моменты переключения передач, производители перешли к программируемым автоматам. После анализа манеры управления роботы сами выбирают алгоритм переключения передач (экономичный или спортивный). Чтобы ускорить процесс адаптации АКПП, добавилась функция ручного управления, позволяющая водителю переключать передачи так же, как на механической КПП.
Как коробка-автомат взаимодействует с другими системами автомобиля
Современная автоматическая трансмиссия состоит из двух частей:
- АКП;
- гидротрансформатор.
Крутящий момент от двигателя к коробке-автомату передается через потоки масла, которые отбрасываются лопатками колеса насоса на лопасти турбины. Таким образом, при наличии гидротрансформатора жесткая связь между трансмиссией и двигателем отсутствует. Такая кинематика обеспечивает работу двигателя на включенной передаче при остановке, а также способствует плавной передаче тягового усилия. Гидротрансформатор — это, по сути, демпфер крутильных колебаний, гасящий толчки, рывки от трансмиссии к двигателю, и наоборот. Плавность тяги положительно влияет на ресурс силового агрегата и ходовой части автомобиля. Но когда при движении нужна передача максимального крутящего момента, гидротрансформатор блокируется фрикционным сцеплением.
Нужно ли обновлять адаптацию после замены масла или при сбоях в работе?
Важно понимать, что обнуление адаптации бывает принудительным и обычным. Здесь под словом «принудительное» подразумевается перепрошивка чипа ЭБУ. Ее можно делать только в условиях специализированного автосервиса. Но возможно изменить настройки и без перепрошивки ЭБУ, применяя определенный порядок действий. Такой сброс под силу автолюбителю, потому что серьезной угрозы для автомата не представляет.
Свежая трансмиссионная жидкость немного меняет условия работы АКПП. Становится ненужным повышенное давление, которое требовалось для работы фрикционных дисков при наличии загрязнений в масле. Кроме того, моющими присадками часть металлических взвесей переносятся в гидроблок, и регулятор давления может начать подклинивать. Если не скорректировать адаптацию при сильно загрязненном масле, АКПП будет работать на свежей смазке в напряженном режиме, что сократит ресурс автомата. В первую очередь это касается машин тех, кто предпочитает агрессивную езду и не следит за состоянием трансмиссии. Известно, что ресурс работы автомата полностью зависит от манеры вождения и интенсивности эксплуатации машины.
Если замена масла делается вовремя, а водитель ездит аккуратно, никакого сброса адаптации не требуется. А вот если на старом автомобиле меняется АКП, проводится капитальный ремонт автомата или покупается подержанная иномарка, принудительное обнуление программного обеспечения ЭБУ обязательно. Самоадаптация позволяет вернуть оптимальную настройку АКПП, восстановить производительность и гарантировать ее долговечность.
Этапы самоадаптации коробки-автомата
Процесс «привыкания» АКПП включает несколько этапов, во время которых компьютер автомобиля настраивает и калибрует параметры автомата с учетом индивидуального стиля вождения. ПО анализирует данные о жесткости и точности переключения передач, времени и других характеристиках работы. Для быстрого сброса прежних настроек нужно:
- Завести, прогреть двигатель.
- Заглушить мотор, подождать 5 сек.
- Постепенно довести обороты двигателя до 2,5–3 тысяч в минуту.
- Снова заглушить машину на 5 сек., потом завести.
- Нажать на педаль тормоза, включить по очереди каждую передачу.
- Проехать немного, плавно набрав скорость 40 км/час, заглушить.
- Завести мотор, проехать около 2 км на скорости 80 км/час. Заглушить.
- Снова запустить двигатель, проехать на разных скоростях по шоссе около 20 км в спокойном режиме без резких ускорений.
Если же мгновенная калибровка АКПП не требуется, то нужно проехать на автомобиле 200–800 км. За это время самоадаптация автомата подстроится под стиль вождения. Калибровку принято считать успешной, если подтвердится, что коробка передач работает плавно, нет рывков и задержек при переключении передач. Также важно, чтобы переход скоростей происходил в нужный момент и соответствовал индивидуальным предпочтениям водителя.
Необходимое оборудование для проверки состояния АКПП
Неисправность автомата может возникнуть в гидравлической, механической, электронной части в результате естественного износа, ошибок в процессе эксплуатации, вследствие дорожной аварии. Для выявления используются компьютерная диагностика и профессиональный автосканер, что позволяет читать и расшифровывать ошибки ЭБУ. Этот метод применяется в специализированных сервисах. С помощью компьютерной диагностики выявляются дефекты:
- шестерней, валов;
- тормозных лент, муфт;
- гидротрансформатора, гидроблока;
- масляных клапанов и насоса;
- ЭБУ, соленоидов, датчиков (требуется цифровой многоканальный осциллограф).
Рядовые автовладельцы используют автономный автосканер, подключаемый к блоку управления с помощью разъема OBD II. Он тоже умеет считывать, расшифровывать коды ошибок, которые хранятся в памяти ЭБУ.
ПО для диагностики и настройки коробки-автомата
На ЭБУ современного автомобиля предусмотрен разъем OBD II для подключения диагностического оборудования: тестера или сканера. Но кроме сканера, нужно программное обеспечение. Для «Андроид» разработаны ELM327, Torque, EOBD Facile. Существует как универсальное ПО, так и для определенной марки автомобиля. Оно бывает платным и условно платным. С помощью ПО и сканера проводится комплексная диагностика автомобиля, в том числе АКПП.
Рекомендации по регулярному обслуживанию и замене масла
Чтобы автомат служил долго, нужно регулярно проводить компьютерную диагностику и замену масла. Трансмиссионное масло в процессе эксплуатации «стареет», то есть теряет свойства. Поэтому его нужно регулярно обновлять, лучше по регламенту производителя. Но если ATF менять через 30–40 тысяч км пробега, то адаптации автомату не потребуется, коробка прослужит долго. Для полностью исправной АКП применяется полная замена вытеснением старого масла новым с подключением насоса. Для проблемной автоматической трансмиссии используется частичная замена масла без подключения вытесняющего насоса. Часть грязного масла остается в гидравлике. В этом случае адаптация будет проходить постепенно, в течение нескольких частичных замен.
Услуги сервиса Transmission System
Наша основная деятельность — ремонт вариаторов, гидротрансформаторов, гидроблоков, робота DSG. Также предоставляем дополнительные услуги:
- Замена масла в коробках-автоматах всех марок.
- Доставка АКПП в регионы.
- Установка дополнительного охлаждения для автоматической трансмиссии.
- Скупка неисправных автоматов всех марок в любом состоянии.
- Диагностика. Мастерами сервиса выполняется компьютерная диагностика, чтобы выявить не только поломки в коробке-автомате, но и причины их появления. При помощи адаптера и сканера:
- считываются коды ошибок;
- проверяется состояние и уровень трансмиссионного масла;
- оценивается работа соленоидов и сцепления блокировки гидротрансформатора;
- проводится тест-драйв, чтобы обнаружить проблемы в работе АКП.
Наше узкоспециализированное СТО по обслуживанию и ремонту автоматических коробок в Москве заслужило высокую репутацию у клиентов. Ждем вас в их числе!
Вас могут заинтересовать следующие услуги
Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.
Смотреть подробнееМы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.
Смотреть подробнееУ нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.
Смотреть подробнееПохожие статьи