Содержание статьи:

Любые изменения в системе переключения передач и трансмиссии могут указывать на неисправность. Неполадки возникают и в результате физического износа деталей, и могут быть спровоцированы нарушением правил эксплуатации АКПП и манерой вождения. В статье расскажем о наиболее частых причинах поломок автомата, как их можно предотвратить и распознать ранние симптомы неисправностей для своевременного обращения в сервис.

Игнорирование замены масла

В автоматической коробке передач масло является рабочим телом для гидротрансформатора, смазывает подшипники и охлаждает нагревающиеся детали. Чтобы узел работал в штатном режиме, жидкость должна сохранять свои характеристики в широком интервале значений. Если свойства масла отклоняются от параметров, установленных производителем коробки, это приводит к неправильной работе АКПП. Поведение трансмиссии при этом изменяется: появляются толчки, рывки, удары, задержки при переключении передач, автомобиль не едет.

Трансмиссионное масло теряет свои характеристики из-за перегрева вследствие чрезмерных нагрузок, недостаточного уровня жидкости и грязного радиатора. Кроме того, в смазку попадают продукты износа накладок блокировок гидротрансформатора и фрикционов, подшипников, ремня, шкивов и редукторов. Со временем вырабатываются присадки, которые придают рабочей жидкости необходимую вязкость, и происходит разложение ее химической основы. Таким образом, из-за старения, загрязнения и потери свойств масло нуждается в регулярной замене. Но часть автовладельцев считает такую операцию ненужной.

Откуда появилось такое мнение?

Дело в том, что с появлением электронных систем управления АКПП научились приспосабливаться к изменениям характеристик трансмиссионной жидкости и действующим нагрузкам. На этом фоне в паспортах некоторых немецких производителей появились такие записи: масло залито на весь срок службы. Впрочем, мелким шрифтом Mercedes и BMW все же оговаривали необходимость замены рабочей жидкости при тяжелых условиях эксплуатации. Данный ход не мог остаться без внимания со стороны других производителей, которые потянулись за лидерами и повысили сроки замены с 30–60 до 60–80 тысяч км.

Однако практика убедительно показала, что полный отказ от замены жидкости — это ошибка. Масло менять все же нужно. Теперь те же производители на тех же моделях, с которых начиналось «вечное масло», рекомендуют проводить замену при 50 тысячах км пробега или через каждые три года.

Что в итоге?

Замена масла неизбежна, пока не придумали способ предотвратить его старение и исключить износ деталей АКПП. И для беспроблемной работы автомобиля следует соблюдать сроки процедуры, рекомендуемые производителями.

Для российских условий эксплуатации и темперамента вождения, по мнению экспертов, менять его надо чаще, чем предписано техпаспортом. Если автомобиль используется для коротких поездок, водитель практикует динамичный стиль вождения, часто стоит в пробках, мотор горячий, то менять рабочую жидкость можно не полностью, но с интервалом в 2–3 раза меньше рекомендуемого производителем. Главное — делать это вовремя, до того как у автомобиля появились признаки неисправности трансмиссии, потому что заменой масла уже не оживить мертвую коробку.

Специалисты японской компании Aisin Seiki, которая является одним из ведущих разработчиков автоматических трансмиссий, рекомендуют в российских условиях эксплуатации производить замену жидкостей каждые 30 тысяч км. Для вариаторных АКПП такую процедуру выполняют чаще — через 20 тысяч.

Неправильное обращение с селектором передач

Не все водители знают простые правила, которые помогут предотвратить преждевременный износ или поломки автоматической коробки переключения передач. Кратко остановимся на основных ошибках начинающих автолюбителей.

Переключение на паркинг во время движения

Все АКПП оборудованы устройством защиты от случайного включения паркинга (Р) или заднего хода (R) при движении автомобиля на высоких скоростях. Включение храповика предохранительного механизма в такой ситуации сильно нагружает шестерни и валы автомата, поэтому пользоваться им постоянно нерационально. Он рассчитан исключительно на единичные случаи применения.

Некоторые автовладельцы допускают ошибку при парковке и включают Р, не дожидаясь, пока автомобиль полностью остановится. Такая привычка постепенно снижает срок службы автоматической трансмиссии.

Включение нейтрали при любой остановке

Нейтральная передача на автомобиле с автоматом предназначена для включения при буксировке и длительных остановках. Каждый перевод селектора в положение N замыкает фрикционы первой передачи. Поэтому регулярно включать нейтраль при кратковременных остановках, например при ожидании на светофоре, не стоит, чтобы не нагружать лишний раз эти детали коробки.

Переключение при буксовании

Если автомобиль с автоматом застрял на бездорожье, то вытащить его методом раскачки ритмичным переключением между первой и задней передачами, как это делают владельцы механических коробок, нельзя. Требуемое в этом приеме быстрое переключение губительно для фрикционов.

Чтобы выйти из затруднительной ситуации, иногда используют другой прием. Переключаются на режим «драйв» (D), плавно трогаются, нажимая на газ. После того как автомобиль сдвинется вперед насколько возможно, отпускают педаль газа и нажимают на тормоз, чтобы не скатился назад. При полностью остановленной машине переводят селектор в положение R, отпускают тормоз и нажимают на газ. Как только автомобиль откатывается назад, снова нажимают на тормоз, дожидаются остановки, включают D и выезжают. Главное — производить все переключения передач только после полного прекращения движения машины.

Пренебрежение ручным или спортивным режимом

Современные модели АКПП оснащены ручным и спортивным режимами. В тот момент, когда автомобилю требуется дополнительный контроль, водитель может выбрать ускорение движения или увеличение крутящего момента. Такие ситуации возникают при быстром выезде на оживленную магистраль, обгоне, перемещении в пробках, на скользкой дороге, на снегу, при съезде с крутых склонов и подъеме на них.

Этот полезный инструмент не только упрощает управление автомобилем, но и предупреждает серьезные неисправности автоматической трансмиссии, которые могли бы появиться при неправильном выборе электронной системой скорости движения.

Так, если не пользоваться ручным режимом при преодолении сугробов или грязи, управляющий блок автомата включит высокую передачу и остановит машину. Это может сопровождаться перегревом масла из-за пробуксовки. Ручной режим позволит преодолеть препятствие на пониженной передаче и сохранит детали коробки.

При переходе на спортивный вариант автомат переключает передачи при повышенных оборотах, что способствует более резким ускорениям, не повреждая АКПП (например, при начале движения автомобиля со скользкой поверхности).

Правильное использование спортивного и ручного режимов расширяет возможности водителя, нивелируя недостатки автомата в определенных условиях и продлевая жизнь коробки. Эти полезные опции нужно обязательно использовать в подходящих случаях, но «экономно», а не в качестве настройки «по умолчанию». Не стоит брать это за правило и постоянно удерживать машину в таком режиме.

Использование неподходящего масла

В коробку необходимо заливать трансмиссионную жидкость, рекомендуемую производителем. Универсального масла для коробок, использующих планетарные передачи и вариаторы, не существует из-за принципиальных отличий конструкций. В АКПП используется планетарная передача, а в CVT — металлический ремень. Поэтому для данных разновидностей автоматических коробок требуются смазочные материалы с различными свойствами.

В автоматах с планетарным механизмом применяются трансмиссионные масла ATF, которые повышают скольжение. В вариаторы заливают жидкости CVTF, которые снижают скольжение, так как принцип работы этих агрегатов построен на использовании силы трения. Соответственно, если масло, предназначенное для АКПП, залить в вариатор, то в результате такой ошибки со временем он сломается, и наоборот.

Чрезмерная нагрузка на трансмиссию

АКПП и вариаторы не любят перегрев, а также слишком высокие нагрузки. И если отличия в эксплуатации АКПП и CVT невелики, приемы управления одинаковы, то вариаторы требуют еще более строгого соблюдения всех заводских инструкций. Но даже у опытных водителей есть вредные привычки, которые ускоряют износ автоматической трансмиссии:

  • Резкий старт с места и гонки. Часть автомобилистов резко дают газу, как только загорается зеленый свет на перекрестке. Такая манера вождения сопровождается сильными рывками и приводит к ускоренному износу гидротрансформатора. В CVT резкий скачок оборотов двигателя приводит к проскальзыванию ремня на шкивах. На них образуются задиры, а стружка способствует интенсивному износу внутренних деталей коробки. Не стоит забывать, что автоматические трансмиссии созданы для плавной езды, чем чаще ускорения на светофоре, тем скорее наступит время дорогостоящего ремонта.
  • Буксировка. При неработающем двигателе не происходит подачи трансмиссионной жидкости в АКПП для смазки фрикционов, что приводит к их износу. Чтобы не повредить автомат, правила предписывают ограничить скорость буксировки машины 30 км/ч на нейтральной передаче и на короткое расстояние. Некоторые производители разрешают перемещение несправного авто только в пределах сервиса. Еще более жесткие правила действуют при буксировании машины, оснащенной вариатором, которое производят только с включенным двигателем. В противном случае вращательное движение одному валу коробки задают колеса, а ремень не двигается и подтачивает другой вал, что приводит к преждевременному ремонту трансмиссии. Лучший вариант в такой ситуации — воспользоваться эвакуатором.

Нагрузки на АКПП и CVT, возникающие при буксировке других автомобилей, — это медленное движение внатяг и под нагрузкой, что очень вредно для здоровья коробки, как и резкое ускорение или скоростные гонки. Правила эксплуатации не рекомендуют также использовать машины с автоматом в качестве трактора для вытягивания транспортных средств, застрявших в грязи или в снегу. Если автомобиль на высоких оборотах пробуксовывает по грязи, льду или снегу, то это неизбежно приведет к перегреву масла и ухудшению его свойств, что в итоге разрушит фрикционные диски и сепараторы подшипников.

Недостаточное охлаждение

Внутри коробки находятся подвижные детали, и в результате их трения происходит выделение теплоты. Ее поглощает трансмиссионная жидкость, которая одновременно выполняет функцию смазки и охлаждения агрегата. Чтобы масло не перегревалось, автомат оснащен радиатором.

При загрязнении его поверхностей пылью, насекомыми, пухом и другим мусором теплообменник не справляется с отводом тепла в атмосферу, особенно в жару, и не охлаждает трансмиссионную жидкость до нужной температуры. Перегрев может привести к ухудшению свойств масла, разрушению фрикционных дисков и соленоидов.

Поэтому радиатор требуется чистить не реже одного раза в год. Это дешевле, чем ремонт или замена АКПП.

Игнорирование ранних признаков проблем

Проблемы с автоматом практически никогда не происходят внезапно. Некоторые симптомы подкрадываются постепенно, а игнорирование признаков ухудшения работы коробки может перерасти в полноценный дефект. Какие проблемы автоматической трансмиссии обычно становятся заметными для автовладельца? Вот типичные примеры:

  • рывки при переключении передач;
  • задержка включения передачи;
  • задержка переключения передач при холодном двигателе;
  • отказ задней передачи (не включается);
  • сильный гул или вибрация;
  • металлический скрежет;
  • подтеки масла под капотом;
  • снижение тяги автомата;
  • появление горелого запаха.

При появлении ранних признаков проблем с автоматом следует незамедлительно обратиться в мастерскую с необходимым диагностическим оборудованием и квалифицированными специалистами.

Услуги нашего сервиса

Сервисный центр Transmission System специализируется на диагностике, обслуживании и ремонте автоматических коробок передач как на новых автомобилях, так и на старых, уже снятых с производства.

Мы предлагаем:

  • бесплатную доставку машины до сервиса на эвакуаторе;
  • бесплатную диагностику;
  • ремонт АКПП любых типов (вариаторных, планетарных, роботизированных, с двойным сцеплением);
  • ремонт отдельных узлов (гидроблока, гидротрансформатора и т. д.);
  • замену трансмиссионных жидкостей.

Ремонт включает следующие основные этапы:

  • демонтаж АКПП;
  • полную или частичную разборку (в зависимости от проблемы);
  • дефектацию деталей;
  • восстановление узла;
  • установку обратно на автомобиль;
  • проверку работы при повышенных нагрузках.

На восстановленный агрегат оформляется гарантия.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист