Сегодня почти все известные мировые автопроизводители активно устанавливают на свои машины преселективные коробки передач, также известные как DSG или роботизированные КПП. Эта разновидность трансмиссии считается идеальной заменой традиционным автоматам и вариаторам. Автомобили премиум-сегмента концерна Volkswagen Group (VAG) оснащают коробками передач с двойным сцеплением. Одной из самых ярких представителей DSG является технология S-Tronic от Audi. Хотя это и аналог известной DSG (Direct Shift Gearbox) от Volkswagen, она имеет особенности. О них и поговорим.
История создания
Идея создания трансмиссии с двойным сцеплением не нова, и возникла она еще в 1980-х годах. Первоначальная концепция предусматривала возможность повышения эффективности и скорости переключения передач, что, в свою очередь, должно было улучшить динамику автомобиля и снизить расход топлива. Однако реализация этой концепции требовала значительных технических разработок и инвестиций, что замедлило процесс внедрения.
Звания «технического совершенства» для трансмиссий S-Tronic начал добиваться культовый пилот ралли Вальтер Рерль в коллаборации с двумя системами — это был полный привод Quattro и коробка передач с двумя сцеплениями, которая исправно передавала колесам производимые двигателем 476 «лошадок» на каждой из пяти передач. Феноменальная по тем временам (а это был 1985 год) скорость переключения в сочетании с неразрываемой прямой мощности сделала спортивный болид Рерля, Sport quattro S1, грозным оружием победы — не только на гонке, но и рыночном позиционировании бренда Audi.
Технологические особенности S-Tronic
Трансмиссия S-Tronic — это преселективная роботизированная коробка передач, устанавливаемая на AWD- и RWD-модели бренда «Ауди». Учитывая, что Audi входит в состав концерна VAG, неудивительно, что S-Tronic сделали как аналог широко известной DSG, но с технологическими особенностями. Как и у DSG, трансмиссии S-Tronic имеют два диска сцепления, что обеспечивает максимально быстрое переключение скоростей без разрывов при передаче крутящего момента, отличную топливную экономичность, многократно улучшенную динамику разгона. Потому коробки S-Tronic востребованы среди любителей агрессивного стиля вождения.
Сегодня на рынке представлены четыре разные вариации S-Tronic. Для двигателей с продольным расположением инженеры Audi создали специальную 7-ступенчатую коробку S-Tronic — DL501. Три разновидности для поперечно расположенных моторов сконструированы с двумя входными валами в единой компоновке, что позволило обеспечить конструкции компактность. Таким образом, эту коробку решили устанавливать на разные модели Audi, в том числе те, у которых недостаточно места под капотом. То есть преселективную S-Tronic ставят как на компактные Ауди A1 и A3, так и на кроссоверы Q3/Q5. Для поперечно расположенных двигателей предусмотрены как 6-, так и 7-ступенчатые типы коробок S-Tronic. 7-ступенчатая версия имеет «сухое» сцепление, в то время как 6-ступенчатый вариант оснащается «мокрым» сцеплением.
Конструкция коробок S-Tronic включает следующие компоненты:
- два «мокрых» диска сцепления;
- электронно-гидравлический блок управления — мехатроник;
- два входных вала, которые используются для чётных и нечётных передач;
- специальные датчики, передающие сигналы в TCU.
Технические характеристики КПП S-Tronic:
- крутящий момент: до 550 Н*м;
- максимальная частота вращения коленчатого вала: 9 000 об/мин.
С конструктивной точки зрения эта трансмиссия считается весьма сложной, однако она идеально сочетается с полным приводом.
Принцип работы
Чтобы разобраться в принципе работы трансмиссии S-Tronic, можно представить себе классическую «механику» с функцией автоматического переключения скоростей. S-Tronic очень напоминает обычную двухвальную коробку, но с той разницей, что входной вал у нее «двойной»: цельный вал, отвечающий за нечетные передачи, вращается внутри второго, полого, вала, который отвечает за четные передачи и задний ход. Каждый из этих валов подключается к двигателю при помощи собственного сцепления, а сами сцепления вложены одно в другое. Выходной вал единственный, и построение всех зубчатых пар в один ряд является главным отличием S-Tronic от уже давно знакомых большинству потребителей коробок. В ходе движения на одной передаче (четная или нечетная) включается соответствующий диск сцепления, в то время как другой выключается. При этом следующую передачу конструкция выбирает и включает фактически заранее.
В тот момент, когда TCU завершает анализировать скорость машины и определяет идеальные условия для переключения на следующую передачу, механизм гидравлического привода отключает один диск сцепления и сразу включает второй. В результате передачи переключаются мгновенно, как на вариаторе, а водитель не чувствует никаких рывков, толчков или задержек. Но, в отличие от того же вариатора, набор скорости гораздо быстрее.
После того как достигнута высшая передача, переключение происходит в обратном порядке. В этом S-Tronic напоминает секвентальные КПП, в которых передачи переключаются в строгой последовательности. В трансмиссии S-Tronic также предусмотрен режим ручного переключения, который осуществляется при помощи подрулевых лепестков. За счет этого режима водитель способен сам переключать передачи, как на обычной «механике».
7-ступенчатая S-Tronic оснащается гибкой системой управления и самодиагностики. При появлении неисправностей и сбоев водитель видит код ошибки. В таком случае важно сразу же посетить сервис, специализирующийся на диагностике и ремонте этого типа трансмиссий. Мехатронный блок — это «мозг» такой коробки передач, обеспечивающий максимальную эффективность КПП в сочетании с удобством для водителей. Есть также коробки с двумя сцеплениями, оборудованные электроприводами, однако их ставят на бюджетные модели авто.
Существуют аналогичные КПП других автопроизводителей с похожим принципом работы:
- PowerShift от Ford;
- MultiMode от Toyota;
- Speedshift DCT — разработка Mercedes-Benz;
- 2-Tronic от Peugeot и другие.
Но конкурирует S-Tronic в основном с технологиями BMW Steptronic, 9G-Tronic от Mercedes, а также Tiptronic от Volkswagen Group.
Преимущества и недостатки S-Tronic
После того как мы рассказали о главных особенностях и принципах работы коробки S-Tronic, самое время рассмотреть ее сильные и слабые стороны.
Начнем с достоинств:
- Улучшенная динамика автомобиля. Это касается как, собственно, разгона на трассе, так и повседневной езды.
- Относительно небольшие размеры и вес. Это позволяет автопроизводителю ставить такие преселективные коробки передач даже на компактные авто с ограниченным подкапотным пространством.
- Быстрый плавный разгон, а также быстрое переключение передач. Процесс перехода с одной передачи на другую занимает несколько десятых секунды (до 0,8 с).
- Существенная экономия топлива (до 10 %) по сравнению не только с обычными автоматами и вариаторами, но и с механическими коробками.
- Переключение передач незаметно ни для водителя, ни для пассажиров. По уровню комфорта эта трансмиссия передач аналогична вариатору.
На первый взгляд может показаться, что S-Tronic и ее аналоги DSG — идеальное решение, поскольку они сочетают в себе преимущества механической, бесступенчатой и автоматической коробок передач. Но в действительности этот тип преселективной трансмиссии имеет существенные недостатки, которые не дают коробкам с двойным сцеплением вытеснить с рынка другие АКПП.
Слабые стороны S-Tronic:
- Невысокая надежность и короткий срок эксплуатации. Как правило, преселективные коробки могут работать без ремонта не больше 150–200 тыс. км, и это при условии соблюдения водителем правил эксплуатации.
- Сложный и дорогой ремонт. Конструкция этой трансмиссии включает дополнительные валы, два сцепления, технологичный мехатроник, гидравлические приводы и сервомеханизмы, а также многочисленные датчики. Все это потенциальные узлы возникновения неисправностей.
- Учитывая, что трансмиссии S-Tronic устанавливаются на спортивные модели Audi и работают в условиях повышенных нагрузок, важно своевременно менять трансмиссионную жидкость, контролировать состояние механической части мехатроника, а также его соленоидов. Во время ремонта необходимо использовать оригинальные запчасти или качественные аналоги, а это тоже стоит недешево.
- Далеко не все специалисты берутся за ремонт трансмиссии S-Tronic. Чтобы качественно ее восстановить, нужны квалифицированные мастера и специальное диагностическое оборудование.
Сравнение с другими коробками передач
В мире современных трансмиссий S-Tronic от Audi выделяется как одна из самых передовых и эффективных систем. Однако в автомобильной индустрии конкуренция высока, и на рынке существуют другие выдающиеся автоматические трансмиссии, такие как BMW Steptronic и Mercedes-Benz 9G-Tronic, а также Tiptronic от Volkswagen Group. Рассмотрим ключевые отличия и преимущества S-Tronic по сравнению с основными конкурентами.
Принцип работы:
- S-Tronic. Это трансмиссия с двойным сцеплением (DCT). Она использует два сцепления: одно для нечетных передач (1, 3, 5, 7) и одно для четных (2, 4, 6). Это позволяет заранее подготовить следующую передачу, что делает переключение практически мгновенным.
- Tiptronic. Это автоматическая трансмиссия с возможностью ручного переключения передач. Она основана на традиционной гидротрансформаторной технологии, где передачи переключаются с использованием гидравлической муфты, что обеспечивает плавное переключение.
- BMW Steptronic. Основана на традиционной автоматической коробке передач с гидротрансформатором, предлагает плавное переключение передач и комфорт при вождении. Позволяет водителю вручную переключать передачи, используя селектор передач или подрулевые лепестки.
- Mercedes-Benz 9G-Tronic. Это девятиступенчатая автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором. 9G-Tronic фокусируется на максимальной экономичности и плавности переключения, предлагая широкий диапазон передаточных чисел для оптимальной производительности на любых скоростях.
Технологические особенности:
- S-Tronic. Интеллектуальная система управления позволяет трансмиссии адаптироваться к стилю вождения и дорожным условиям, обеспечивая оптимальные характеристики и эффективность. Использование двух сцеплений минимизирует потери мощности и улучшает динамику разгона.
- Tiptronic. Переключение передач менее быстрое, чем у S-Tronic, из-за использования гидротрансформатора, но оно более плавное, что может быть более комфортным для некоторых водителей.
- Steptronic. Эта система также использует адаптивные технологии, но акцент делает на комфорт и плавность переключения, что особенно полезно в условиях городской езды и на дальних расстояниях.
- 9G-Tronic. Уникальность этой системы в использовании девяти передач, что позволяет двигателю работать в оптимальном режиме при любых условиях. Это улучшает топливную экономичность и снижает выбросы CO2.
Каждая из этих трансмиссий предлагает преимущества, зависящие от приоритетов водителя. S-Tronic от Audi выделяется скоростью и динамикой, делая ее отличным выбором для тех, кто ценит спортивное вождение и высокую производительность. BMW Steptronic предлагает непревзойденный комфорт и универсальность, а Mercedes-Benz 9G-Tronic впечатляет экономичностью и плавностью. Tiptronic, в свою очередь, обеспечивает надежность и удобство, подходя для повседневной эксплуатации и длительных поездок. Оба типа трансмиссий представляют собой вершину инженерной мысли и технологий, предлагая водителям оптимальные решения для различных стилей вождения.
Особенности обслуживания и ремонта
По мере износа основных компонентов трансмиссии владельцы автомобилей с коробкой S-Tronic чаще всего сталкиваются со следующими проблемами:
- рывки и дергание при старте с места;
- во время движения на большой скорости возможны удары и пинки;
- при переключении с 1-й на 2-ю передачу могут чувствоваться вибрации, передающиеся по всему кузову;
- возможны провалы оборотов двигателя.
Владельцы автомобилей, оснащенных коробками с двойным сцеплением, хорошо знают, насколько важно регулярно менять трансмиссионную жидкость. Максимальный пробег между заменами не должен превышать 40–50 тыс. км. Если не соблюдать эту рекомендацию, могут выйти из строя фрикционы сцеплений или соленоиды. В эту коробку передач следует заливать только оригинальную трансмиссионную жидкость, рекомендованную производителем авто. Вместе с заменой жидкости нужно поменять и масляный фильтр, чтобы продукты износа не попадали в свежую.
Одним из ключевых компонентов S-Tronic являются два сцепления, которые должны быть в хорошем состоянии для обеспечения плавного и быстрого переключения передач. Регулярная проверка и при необходимости замена сцеплений помогут избежать серьезных поломок и дорогостоящего ремонта. Перегрев трансмиссии также может привести к серьезным повреждениям. Важно следить за температурными показателями и избегать ситуаций, когда трансмиссия работает при высоких температурах в течение длительного времени. Если возникают проблемы с охлаждением, необходимо немедленно обратиться в сервисный центр.
Реальные отзывы владельцев
Отзывы владельцев о коробке существенно различаются. Одни в восторге от использования преселективной КПП, в то время как другие отрицательно оценивают свой опыт, связанный с автомобилями с S-Tronic. Почти у всех вызывают нарекания надежность коробки передач, требовательность в обслуживании и сложность ремонта. Даже малейшие неисправности требуют демонтажа трансмиссии и восстановления на специальном стенде. При этом квалифицированный ремонт проводят только в сертифицированных сервисных центрах компании Audi, а многие мастерские и вовсе отказываются ее ремонтировать.
Перспективы развития технологии и влияние на рынок
Одним из ключевых направлений развития S-Tronic является интеграция с гибридными и электрическими силовыми установками. В условиях растущего интереса к экологически чистым автомобилям S-Tronic может стать важным элементом в гибридных системах, обеспечивая оптимальную работу двигателя внутреннего сгорания и электрического мотора.
Инженеры «Ауди» постоянно работают над улучшением эффективности S-Tronic. Внедрение новых материалов и технологий производства позволит уменьшить вес трансмиссии и повысить ее долговечность. Кроме того, совершенствование программного обеспечения управления трансмиссией будет способствовать более точному и плавному переключению передач. В будущем S-Tronic может получить дополнительные функции, такие как интеграция с системами автономного вождения и искусственного интеллекта. Это позволит улучшить взаимодействие между водителем и автомобилем, а также повысить уровень безопасности и комфорта.
Успех S-Tronic стимулирует других производителей автомобилей к разработке и внедрению аналогичных систем трансмиссии. Это способствует стандартизации технологий двойного сцепления в автомобильной промышленности, что в итоге улучшает качество и доступность таких решений для потребителей.
Заключение
Технические особенности трансмиссии в значительной степени повышают удобство вождения, улучшают динамику автомобиля и экономят топливо. Новая машина с этой коробкой поразит владельца плавностью переключения скоростей и превосходными разгонными характеристиками по сравнению с моделями, оснащенными классическими автоматами или вариаторами. Но принципы работы этой КПП основаны на сложных алгоритмах, а ее конструкция включает напряженно работающий мехатроник и большое количество сервомеханизмов. Как результат — такая коробка является не только дорогой и сложной, но и часто менее надежной, чем классические АКПП или многочисленные CVT.
Если вы решили купить новый или подержанный автомобиль с такой коробкой, найдите хороший сервис, специализирующийся на обслуживании и ремонте преселективных АКПП. Мы знаем о S-Tronic всё. Ремонтируем все поколения коробок, в том числе первые системы с несовершенным охлаждением. Диагностику проводим на дилерском оборудовании Audi, что позволяет обнаруживать любые неисправности и быстро их устранять. Все комплектующие у нас имеются в наличии, поэтому долго ждать поставки не придется.Вас могут заинтересовать следующие услуги
Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.
Смотреть подробнееМы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.
Смотреть подробнееУ нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.
Смотреть подробнееПохожие статьи