Содержание статьи:

Автоматическая трансмиссия избавляет водителя от необходимости ручного переключения передач с нажатием педали сцепления и переводом рычага в соответствующее положение. Поэтому автомобили с АКПП имеют только две педали (газ и тормоз), они проще и удобнее в управлении.

Стандартная автоматическая коробка имеет четыре режима работы: Р (парковка), R (задний ход), N (нейтральное положение) и D (движение). В некоторых АКПП у рычага селектора есть дополнительные положения, например, S (спортивная езда) или L (пониженная передача). О последнем из них мы и поговорим в статье.

Что такое АКПП с пониженной передачей

В обычном режиме езды, когда рычаг селектора переведен в положение D, трансмиссия стремится как можно раньше перейти на повышенную скорость. Это необходимо для снижения расхода топлива и максимально равномерного движения транспортного средства. При езде по типичным дорогам общего пользования такой режим является оптимальным, но при увеличении нагрузки на двигатель машине, движущейся на повышенной передаче, может не хватить мощности — например, для преодоления крутого подъема.

Разработчики автоматов решили данную проблему с помощью дополнительного режима, ограничивающего переключение скоростей. Его обозначили символом L, в некоторых машинах его называют зимним и помечают изображением снежинки.

При переходе в этот режим трансмиссия-автомат ограничивается в переключении скоростей. При этом увеличивается частота вращения коленвала, при котором включается следующая передача. Это позволяет вывести двигатель в режим максимальных оборотов и получить от него наибольшую мощность и крутящий момент.

Типы

По конструкции и принципу действия трансмиссии-автоматы с пониженной скоростью делятся на следующие типы:

  • Коробки с гидротрансформатором. Это классический автомат, в котором изменение передаточных чисел осуществляется за счет давления трансмиссионной жидкости. Такой агрегат выбирает оптимальный режим с учетом текущих параметров езды и работы двигателя.
  • Гидроэлектрические. Такие автоматы дополнительно оснащены компонентами электронного управления. Принцип работы основан на использовании не механико-гидравлических регуляторов, а автоматизированной системы, состоящей из датчиков, компьютера и регулирующих клапанов.
  • Вариатор. Это роботизированный агрегат, у которого отсутствует регулировка передаточных чисел. Они меняются непрерывно с учетом текущих условий езды, при этом используется ременная или цепная передача, а также шкивы с вариаторным управлением.

Наиболее распространенной является трансмиссия с гидротрансформатором. Также популярны гидроэлектрические агрегаты. Вариаторы используются реже, но количество автомобилей с такими трансмиссиями постоянно растет.

Специфика включения пониженной скорости

Этот режим может обозначаться не только буквой L, но и другими символами. Например, L1, D2 или L3 (цифра может находиться рядом как с L, так и с D) — в таких случаях трансмиссия не сможет перейти выше соответственно первой, второй или третьей скорости. Это позволяет максимально адаптировать агрегат к особенностям движения в конкретных условиях.

Включение режима пониженной скорости осуществляется по обычным правилам работы с автоматическими трансмиссиями. У многих АКПП положение L на селекторе находится рядом с D (хотя это необязательно — всё зависит от конкретного производителя и модели агрегата). Для перехода в режим пониженной передачи необходимо уменьшить скорость до 15–30 км/ч и перевести рычаг в требуемую позицию.

За счет чего увеличивается крутящий момент

Коробка переключения скоростей обеспечивает взаимосвязь между интенсивностью вращения коленчатого вала и ведущих колес автомобиля. Чем больше цифра передачи, тем интенсивнее вращаются ведущие колеса при прежних показателях работы двигателя. Этот же принцип работает и при переходе на пониженную скорость.

Повышение передачи позволяет ускорить движение при прежнем расходе топлива и нагрузке на силовой агрегат. В режиме пониженной скорости ведущие колеса получают от двигателя больший крутящий момент, благодаря чему увеличивается сила тяги и растет мощность. В таком случае появляется также дополнительное преимущество: за счет более интенсивного вращения коленвала создается сила, помогающая транспортному средству сохранять устойчивость.

Когда это нужно и как пользоваться

При обычных условиях езды включать режим не нужно. Он предназначен для ситуаций, при которых трансмиссия и силовой агрегат испытывают повышенную нагрузку, например:

  • Буксировка груженого прицепа. Если двигателю не хватает мощности, это будет заметно по вибрации, низким оборотам, характерным толчкам, падению тяги и разгонных показателей. После перехода в режим L рывки и дрожание прекратятся. Снизится скорость, но движение будет плавным и ровным.
  • Подъем на крутой склон, а также езда по дороге с перепадами высот. Симптомы аналогичны, они прекращаются после переключения автоматической трансмиссии в режим L.
  • Спуск по крутому склону. В этом случае АКПП с пониженной передачей обеспечивает торможение двигателем, помогая водителю удержать автомобиль под своим контролем.
  • Движение по глубоким сугробам, рыхлым сыпучим пескам, вязкому глинистому грунту. При таких обстоятельствах предъявляются повышенные требования к устойчивости, тяге и мощности транспортного средства, а скорость движения уходит на второй план.

Также режим L может пригодиться при движении по скользким зимним дорогам. В этом случае машина будет дополнительно удерживаться двигателем, что актуально для предотвращения заносов и улучшения управляемости.

Влияние на проходимость и устойчивость

Использование режима L улучшает внедорожные качества транспортного средства. Ведущие колеса вращаются медленнее, однако повышаются мощность и тяговые качества машины. Автомобилю проще выбраться из грязи, сугроба, преодолеть сложные участки дороги (включая крутые подъемы), однако скорость движения будет снижена.

Что касается устойчивости транспортного средства, то при езде в режиме L она обеспечивается за счет двигателя. Транспортное средство как бы дополнительно контролируется силовым агрегатом, что особенно полезно при преодолении крутых спусков, а также при движении по скользким дорогам, ухабистым и другим сложным дорогам.

Если автомобиль эксплуатируется преимущественно по обычным дорогам общего пользования (например, в городском цикле или на качественных скоростных загородных трассах), то наличие режима L у автоматической трансмиссии непринципиально. Он необходим только для сложных и нестандартных условий езды.

Типы автомобилей

Автоматическая трансмиссия с пониженной передачей может устанавливаться на все виды автотранспорта, в том числе:

  • стандартные легковые автомобили с передним или задним приводом;
  • мощные полноприводные внедорожники и кроссоверы, адаптированные для езды в сложных и экстремальных условиях;
  • пикапы, предназначенные для поездок на рыбалку, охоту, в экспедиции;
  • малотоннажный коммерческий транспорт (небольшие грузовики, пассажирские и грузовые микроавтобусы, легкие маневренные фургоны);
  • полноразмерные грузовые автомобили, автобусы.

Также АКПП с режимом L устанавливаются на дорожно-строительную, коммунальную, сельскохозяйственную и другие виды спецтехники. Это обусловлено тем, что подобные машины часто эксплуатируются в режиме повышенных и экстремальных нагрузок, поэтому к ним предъявляются особые требования по мощности и тяговым способностям.

Рекомендации по обслуживанию

Автоматические трансмиссии более уязвимы к поломкам по сравнению с механическими КПП. Поэтому автоматы требовательны к соблюдению условий эксплуатации и обслуживания.

У агрегата есть межсервисный интервал, который установлен заводом-изготовителем. Через определенный пробег необходимо выполнять текущее обслуживание. Обычно межсервисный интервал варьируется в пределах 40–60 тыс. пробега, но у некоторых агрегатов составляет 80–100 тыс. км пробега. Превышать его нельзя, это приведет к ускоренному износу коробки с пониженной передачей и серьезным поломкам. Для их устранения может потребоваться трудоемкий и дорогостоящий ремонт, стоимость которого сопоставима с ценой нового агрегата.

Есть производители, которые не требуют обслуживания выпускаемых автоматических трансмиссий, утверждая, что они безотказно работают в течение всего срока эксплуатации. Но это не более чем маркетинговый прием: фактический ресурс таких автоматов может ограничиваться 70–100 тыс. км пробега, после чего они подлежат замене. Поэтому даже при отсутствии установленного межсервисного интервала рекомендуется выполнять техническое обслуживание — это значительно продлит срок службы агрегата. Основные сервисные мероприятия:

  • Контроль уровня трансмиссионной жидкости. Обычно это делается с помощью специального мерного щупа. Опасны как нехватка масла, так и его переизбыток — это приводит к ускоренному износу фрикционов и других элементов трансмиссии. При доливе помните о совместимости трансмиссионных жидкостей: смешивать можно только масла одного цвета (в противном случае они вступают в химическую реакцию и утрачивают изначальные свойства).
  • Замена масла. Это делается в соответствии с межсервисным интервалом, обычно одновременно меняется и фильтр. В некоторых случаях рекомендована преждевременная замена — например, если жидкость стала черного цвета или от нее исходит характерный запах гари.
  • Диагностика. Процедура проводится в специализированном сервисном центре и направлена на выявление всех, в том числе скрытых неисправностей. Она позволяет вовремя устранить дефекты с минимумом расходов.

Периодически рекомендуется осматривать агрегат на предмет видимых повреждений: подтекание масла, перегрев корпуса и пр.

Проблемы и неисправности, их устранение

Трансмиссия-автомат с пониженной передачей может выйти из строя из-за неправильной эксплуатации, нерегулярного или некачественного сервиса, а также по иным причинам. Распространенные неполадки:

  • поломка гидротрансформатора;
  • выход из строя электронного блока управления;
  • неисправность гидроблока;
  • проблемы с проводной или контактами;
  • износ фрикционов, подшипников, шестерен, втулок;
  • подтекание трансмиссионной жидкости;
  • поломка соленоида, заедание клапанов.

О неисправности трансмиссии могут свидетельствовать следующие симптомы: проблемы с переключением скоростей, рывки и толчки при движении автомобиля, завывающие и гудящие звуки со стороны работающего агрегата, пробуксовывание, полное отсутствие движения.

Для устранения проблем с автоматом необходимо обращаться в специализированный сервис для диагностики и профессионального ремонта. Попытки кустарного вмешательства лишь усугубят ситуацию и могут привести к окончательной поломке агрегата без возможности восстановления.

Услуги компании Transmission System

Мы занимаемся ремонтом и обслуживанием автоматических трансмиссий для любых автомобилей. Устраняем все виды неисправностей, восстанавливаем агрегаты практически из безнадежного состояния. Наличие дилерского оборудования и опытных сотрудников минимум с семилетним стажем работы позволяет решать проблемы любой сложности.

Используются сертифицированные запчасти и расходники. Выполняется компьютерная диагностика, по ее итогам определяется методика ремонта. Качество обслуживания подтверждается официальной гарантией сервисного центра, которая распространяется на выполненные работы и установленные детали. В числе предоставляемых услуг — бесплатный эвакуатор в пределах МКАД, установка дополнительного охлаждения для АКПП, скупка неисправных трансмиссий, доставка агрегатов в регионы.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист