Содержание статьи:

Современная автоматическая коробка передач — высокотехнологичное оборудование, работа которого контролируется с помощью электронных систем. Многочисленные датчики, установленные в оборудовании, получают информацию о тех или иных параметрах трансмиссии и передают ее в электронный блок управления АКПП. Процессор анализирует поступающие данные, отправляет команды на переключение скоростей, активацию определенных режимов и т. д. При поломке ЭБУ функционирование АКПП автомобиля невозможно.

Устройство и принцип работы

Электронный блок — сложное устройство, состоящее из микросхем и чипов. Он анализирует многочисленные параметры, которые постоянно меняются. Получает сигналы от датчиков, обрабатывает их и формирует управляющие импульсы, которые передаются на исполнительные устройства. В конструкции оборудования есть модуль памяти, в котором прописаны программы работы, и микропроцессор, предназначенный для обработки входящих данных.

В первых версиях запоминающее устройство АКПП было постоянного типа, внести какие-либо изменения в алгоритмы не представлялось возможным. По этой причине разработчики стали использовать модули памяти с возможностью перепрограммирования. Для изменения алгоритмов работы к блоку подключается программатор и проводится гибкая адаптация коробки передач под новые задачи.

Электронные блоки управления работают в тесной связке с ЭБУ двигателей. В ряде случаев они могут быть совмещенными. В таких системах информацией оперирует общий процессор, который передает команды силовому агрегату и коробке передач. В результате работа мотора становится более оптимизированной, поскольку при создании управляющих сигналов учитывается большое число внешних факторов.

Совмещенные блоки управления часто встречаются в старых моделях авто с простым гидромеханическим автоматом. Новые автомобили оснащаются сложными и высокотехнологичными трансмиссиями с рядом дополнительных режимов: «спорт», «эконом», «зимний» и т. д. Поддерживается функция ручного переключения скоростей — типтроник. Все перечисленное требует использования отдельных блоков управления АКПП.

В автоматических трансмиссиях последних поколений функционирует так называемый плавающий алгоритм. Логика его работы более сложная, чем у ЭБУ двигателя. Но она необходима для того, чтобы АКПП действовала четко и слаженно с учетом постоянно меняющихся условий и нагрузок.

Где находится

ЭБУ может располагаться как внутри, так и вне трансмиссии. Блоки первой группы подвергаются частому воздействию высоких температур. Их ремонт усложняется необходимостью разборки коробки передач, что увеличивает объем и стоимость работ.

Модули для внешнего размещения изготавливаются в закрытом корпусе. Могут быть отдельными или совмещенными с ЭБУ моторов. При выносе блока за пределы системы в машинах прокладывается большое количество проводов, необходимых для работы датчиков. Важно, чтобы корпус АКПП оставался герметичным и трансмиссионное масло не вытекало наружу.

Выносные модули могут располагаться в разных частях машины — в салоне (под торпедой), подкапотном пространстве и т. д. В некоторых транспортных средствах ЭБУ находится в моторном отсеке.

Разное размещение устройства создает определенные трудности при обслуживании. Неопытные водители путают модуль с другими управляющими блоками общей электронной системы машины. Могут их случайно отключить, замкнуть или сломать. Точное расположение указано в руководстве по эксплуатации. Также можно обратиться к специалистам, которые подскажут место установки ЭБУ.

Причины и виды поломок

Модуль отвечает не только за регулировку работы, но и за диагностику АКПП. Устройство фиксирует ошибки, которые возникают в процессе функционирования системы. Вместе с тем, электронный блок управления сам может ломаться и неправильно работать. Проблемы возникают нечасто, но при их наличии скорости переключаются некорректно или машина полностью обездвиживается.

К неисправности ЭБУ АКПП приводят:

· скачки бортового напряжения, особенно в сторону превышения номинала;

· удары и другие механические повреждения;

· паразитная вибрация, которая появляется из-за неисправности тормозной и прочих систем автомобиля;

· увеличение рабочей температуры;

· заводская недоработка программного обеспечения или схемотехники оборудования — актуальная проблема для отечественного автопрома;

· внешние агрессивные воздействия.

Кроме этого, оборудование выходит из строя при попытках прошивки, ремонта и адаптации в кустарных условиях. Поэтому любые манипуляции с модулем должны проводиться исключительно профессионалами с опытом работы.

На поломку электронного блока управления может указывать загорание Check Engine или Check АТ. При появлении проблем АКПП работает некорректно, ошибки в алгоритмах приводят к различным сбоям. Например, не включаются отдельные скорости, возникают пинки, рывки, удары или провалы трансмиссии. Коробка передач буксует и переходит в аварийный режим работы, о чем свидетельствует загорание сигнала неисправности на приборной панели. В таких случаях машина будет медленнее набирать скорость, режимы «спорт» и «зимний» отключатся. В отдельных ситуациях невозможен переход на передачу выше третьей.

Диагностика

Для выявления причин поломки специалисты используют несколько методов диагностики:

1. Электронная — модуль подключается к компьютеру для считывания ошибок. Кроме поиска проблем, возможна одновременная оптимизация программы, чтобы управление трансмиссией было подстроено под особенности вождения владельца авто. В процессе тестирования мастера обнуляют случайные ошибки.

2. Расширенная — выполняется при неспособности электронной диагностики выявить поломку модуля и причину ее возникновения. Необходимость в расширенной диагностике связана с обрывами внутри системы, что мешает считыванию информации об ошибках.

3. Поочередная замена отдельных элементов, поломка которых наиболее вероятна — проводится при невозможности определить неисправную деталь. Метод редко задействуется на серийных автоматических КПП. Более целесообразный вариант — покупка и установка новой платы.

Диагностике подвергается постоянная память модуля, которая содержит историю работы трансмиссии и коды ошибок. Также тестируется ОЗУ — оперативная память, в которой хранится исполняемый машинный код и промежуточные данные с датчиков. Проверяется процессор как главный вычислительный чип, сеть датчиков и блок соленоидов как независимые компоненты системы реагирования.

Учитывая, что список поломок АКПП достаточно большой, а сам модуль управления взаимодействует со многими датчиками и исполнительными механизмами, диагностика поломок часто осложняется. Дополнительные проблемы создают микроповреждения проводников, из-за которых сигналы поступают не постоянно. То есть при диагностике информация с ЭБУ доступна в полном объеме, но в процессе езды поток данных прерывается. Модуль фиксирует ошибку и переводит трансмиссию в аварийный режим. По этой же причине теряется управляющий сигнал. В подобных случаях специалисты советуют временно установить на машину полностью исправный блок управления с аналогичными характеристиками, а сломанный модуль подвергнуть комплексной проверке и ремонту.

До начала диагностики рекомендуется проверять состояние шлейфов, идущих от АКПП к ЭБУ. Кроме этого, нужно убедиться в работоспособности датчиков, отсутствии отложений окислов на их контактах. Гораздо чаще случаются поломки измерителей, а не самого модуля управления.

В процессе тестирования многое зависит от способности мастера правильно расшифровать логи ошибок. Полагаться исключительно на показания сканера нельзя, учитывая возможные проблемы с датчиками и другими элементами.

Особенности восстановления

Ремонт электронного блока управления АКПП сложный не только из-за серьезности поломок, но и по причине недоступности чипов. Нетрудно достать компоненты для автомобилей, которые массово выпускаются в последние несколько лет. В остальных случаях комплектующие нужно заказывать у производителя, что увеличивает сроки восстановления модуля.

Дополнительно усложняет процесс ремонта низкая взаимозаменяемость ЭБУ. Даже в пределах одной марки авто может встречаться несколько конфигураций управляющих блоков, например с разной распиновкой. Кроме этого, далеко не все мастера умеют качественно ремонтировать оборудование. Их опыта хватает только на удаление из памяти выявленных ошибок, которые, как правило, возвращаются через небольшой промежуток времени.

Ремонт ЭБУ часто сводится к замене плат и микросхем, поврежденных вследствие перепадов напряжения, механических воздействий и т. д. Такую работу желательно доверять профессионалам. В профильных мастерских есть необходимые компоненты для замены либо возможность их оперативно получить. Также может понадобиться выпайка микросхем из печатных плат, замена выгоревших конденсаторов и другие подобные мероприятия, выполнить которые под силу только мастерам с опытом работы. При несложных сбоях специалисты перепрошивают управляющий блок.

Прежде чем соглашаться на ремонт электронного модуля КПП, уточните стоимость новых устройств. В некоторых случаях дешевле и надежнее произвести замену блока.

Обслуживание в профильной мастерской

Электронный модуль управления выполняет ряд важных функций в автомобиле, работая по уникальным алгоритмам. От его исправности напрямую зависит качество функционирования автоматической коробки. При поломке контроллера провести диагностику довольно сложно. Стандартное оборудование не всегда позволяет точно определить неисправность, тем более что модуль тесно взаимодействует с другими блоками электронной системы управления авто. Сбои в работе отдельных датчиков также способствуют нарушению функционирования АКПП.

При возникновении любых признаков поломки ЭБУ и автоматической коробки передач в целом обращайтесь в специализированный сервисный центр Transmission System. У нас есть современное диагностическое оборудование, позволяющее точно определить неисправности и причины их возникновения. Своевременная проверка поможет устранить проблему на ранней стадии, предотвратить полный выход модуля из строя, что существенно снизит стоимость ремонта.

Настройкой и восстановлением блоков управления занимаются мастера с большим опытом работы. Они меняют сломанные компоненты на оригинальные комплектующие или их качественные аналоги. В случае невозможности ремонта установят новый блок с идентичными характеристиками. Мы сотрудничаем с поставщиками запчастей и комплектующих на АКПП, поэтому замена модуля будет выполнена в сжатые сроки. Качество работы подтверждает официальная гарантия.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист