Содержание статьи:

Автоматическая коробка передач (АКПП) — один из важнейших узлов автомобиля, который отвечает за передачу крутящего момента от двигателя к колесам с требуемой интенсивностью в зависимости от выбранной скорости и текущего режима езды. В отличие от механической трансмиссии, АКПП самостоятельно определяет оптимальные моменты переключения передач. Это делает управление автомобилем более простым и комфортным, что особенно актуально для начинающих автомобилистов. Так, у водителя вместо классических трех педалей имеются только две — газ и тормоз. При этом ему не нужно постоянно манипулировать рычагом переключения передач, достаточно перевести селектор в требуемое положение.

Однако удобство автоматической трансмиссии сопровождается изменениями в расходе топлива и динамических характеристиках автомобиля. Понимание принципов работы АКПП, ее влияния на динамику и движение автомобиля, знание типов и особенностей автоматических коробок помогут не только лучше разобраться в том, как транспортное средство потребляет топливо, но и научиться оптимизировать эксплуатационные расходы. В данной статье мы подробно рассмотрим, какие факторы определяют топливную экономичность АКПП, как различные виды трансмиссий влияют на производительность автомобиля, что делать для продления срока службы автоматической коробки передач.

Принцип работы АКПП и ее влияние на двигатель

АКПП представляет собой сложный механизм, включающий множество узлов и компонентов. В отличие от механической коробки, которая требует от водителя выбора нужной передачи, автоматическая трансмиссия делает это за счет гидравлической или электронной системы управления.

Основные компоненты АКПП:

  • Гидротрансформатор — выполняет роль сцепления, передавая крутящий момент от двигателя к коробке передач. В классических АКПП он может приводить к снижению мощности, но современные модели с блокировкой гидротрансформатора сводят эти потери к минимуму.
  • Планетарные передачи — особый механизм, позволяющий изменять передаточное число без прерывания подачи мощности. Смена скоростей происходит плавно и практически незаметно для водителя и пассажиров.
  • Электронный блок управления (ЭБУ) — анализирует и сопоставляет данные о текущей нагрузке на двигатель, скорости автомобиля и выбирает оптимальный режим работы автоматической трансмиссии.
  • Соленоиды — управляющие клапаны, которые регулируют подачу масла в гидравлическую систему АКПП. От их исправности и надежности зависит стабильная работа агрегата.

Есть в любой автоматической трансмиссии и система охлаждения. Она предотвращает перегрев, что особенно важно при движении в дорожных пробках и повышенных нагрузках на коробку передач. О проблемах с системой охлаждения может свидетельствовать появление характерного запаха гари. Также явным симптомом неисправности является перегрев корпуса, который легко определить прикосновением ладони. Однако данные признаки проявляются и при других неполадках, например чрезмерной загрязненности трансмиссионного масла.

Современные автоматические коробки передач способны адаптироваться к стилю вождения конкретного человека, подбирая оптимальные передаточные числа. Плавная смена скоростей способствует снижению нагрузки на силовой агрегат. Однако потери мощности в гидротрансформаторе могут приводить к увеличению расхода топлива.

Как именно АКПП влияет на расход топлива?

Сама конструкция автоматической трансмиссии, в первую очередь наличие гидротрансформатора, планетарных передач и электронного управления, влияет на топливную экономичность автомобиля. Также расход топлива зависит от следующих факторов:

  • количества передач — современные АКПП имеют от 6 до 10 ступеней, что снижает топливопотребление за счет поддержания работы двигателя в оптимальном диапазоне оборотов с учетом текущего скоростного режима и потребляемой мощности;
  • качества трансмиссионного масла — загрязненная или старая жидкость утрачивает изначальные эксплуатационные свойства, увеличивает интенсивность трения соприкасающихся поверхностей и механизмов, что ухудшает рабочие характеристики агрегата, ускоряет износ компонентов и приводит к повышенному расходу топлива;
  • стиля езды — несмотря на то что современные автоматические трансмиссии умеют обучаться манере движения, агрессивное вождение приводит к повышенному потреблению топлива.

Важно учитывать и то, что автоматическая коробка передач — достаточно массивный агрегат, увеличивающий вес транспортного средства. Чем тяжелее машина, тем больше горючего она потребляет.

Различия между типами автоматических трансмиссий

В настоящее время распространены четыре разновидности автоматических коробок переключения передач. И у каждой свои достоинства и недостатки.

1. Классические гидротрансформаторные АКПП

Это самый первый тип автоматических трансмиссий, устанавливаемых на автомобили. Особенность в том, что непосредственная связь между двигателем и колесами машины отсутствует, а крутящий момент передается с помощью трансмиссионной жидкости и двух турбин. Использование электронных блоков управления позволило предусмотреть ручное переключение скоростей, а также использовать специализированные режимы, такие как «спорт», «зима», «эконом».

Гидротрансформаторные агрегаты обладают большим (от 100 до 500 тыс. км) эксплуатационным ресурсом, способны адаптироваться к текущим условиям езды, не допускают отката транспортного средства при трогании с места. Но при этом требовательны к обслуживанию, не позволяют завести машину с буксира, при определенных обстоятельствах склонны к перегреву.

2. Вариаторные коробки передач (CVT)

Особенность таких агрегатов в том, что у них нет заранее определенного количества ступеней, поэтому их также называют бесступенчатыми. Обороты двигателя поддерживаются на одном уровне, без резкого повышения или снижения. Автомобиль идет плавно, поскольку по факту переключения передач не происходит. Предусмотрены специализированные режимы: «зима», «типтроник», «эконом», «спорт».

Вариаторные трансмиссии поддерживают оптимальный для двигателя режим работы, машина едет без рывков и толчков, демонстрирует хороший разгон и динамику. Отличаются простотой конструкции и топливной экономичностью. Однако у них сравнительно небольшой эксплуатационный ресурс, к тому же вариаторы требуют дорогостоящего регламентного обслуживания, а в случае поломки ремонт может обойтись в крупную сумму.

3. Преселективные АКПП

Это автоматические трансмиссии с двойным сцеплением, которые отличаются высоким уровнем технологичности. Фактически в одном корпусе находятся две коробки передач: одна для четных, другая для нечетных скоростей. При переключении одно сцепление моментально отключается, и в тот же момент начинает работать другое. Данный процесс проходит практически незаметно для водителя и пассажиров, машина движется плавно, без дерганий и рывков, что обеспечивает высокий уровень комфорта в поездке.

Преселективные коробки передач прекрасно справляются с повышенными нагрузками, отличаются хорошей разгонной динамикой, способствуют снижению расхода топлива. В числе недостатков стоит отметить высокую стоимость из-за сложности производства и обилия компонентов, дороговизну и технологическую сложность обслуживания (этим должны заниматься специалисты с высокой квалификацией), а также сравнительно небольшой эксплуатационный ресурс.

4. Роботизированные коробки передач (DSG)

С конструктивной точки зрения такой агрегат сопоставим с механической трансмиссией, но, по сути, это «автомат». Переключение передач и отключение сцепления происходят в соответствии с определенными алгоритмами. Роботизированные трансмиссии предлагаются в двух вариантах исполнения: гидравлические и электрические.

В первом случае агрегат работает с использованием гидравлических цилиндров и электроклапанов. Такие автоматические коробки передач часто устанавливают на спорткары, поскольку они отличаются хорошими разгонными качествами и динамичностью. Электрические DSG-трансмиссии работают на основе сервоприводов. У таких АКПП расход топлива ниже, они медленнее, но практичнее, поэтому нередко используются на автомобилях бюджетного сегмента.

Узнать, какой тип автоматической коробки передач установлен на вашей машине, можно в заводской сервисной документации или у своего дилера.

Влияние АКПП на общую производительность автомобиля

Наличие автоматической трансмиссии способствует более плавному набору скорости, без характерных рывков и толчков, свойственных механическим коробкам передач. Многие современные «автоматы» поддерживают езду в спортивном режиме, для этого всего лишь необходимо перевести рычаг селектора в положение «спорт». В такой ситуации обеспечивается максимально быстрое переключение скоростей, что особенно актуально при разгоне.

Важной особенностью автоматических трансмиссий является возможность искусственно ограничивать скорость транспортного средства. Данную меру автопроизводители используют для повышения безопасности на дорогах и пресечения необоснованного лихачества.

Есть «автоматы» с функцией самообучения. Они изменяют алгоритмы переключения передач на основе водительских привычек и манеры управления автомобилем конкретного человека. Это позволяет найти оптимальный баланс между оборотами двигателя, скоростью, нагрузкой на трансмиссию и силовой агрегат.

Неисправности «автоматов», их влияние на производительность и расход топлива

Одна из наиболее распространенных поломок — перегрев автоматической трансмиссии. Часто это происходит из-за использования старой или некачественной трансмиссионной жидкости. Ухудшается качество смазки, усиливается трение между соприкасающимися деталями, ускоряется их износ.

Другие возможные причины неисправностей:

  • утечка масла из-за износа или повреждения сальников, прокладок, уплотнителей;
  • проблемы с соленоидами (возрастает нагрузка на двигатель, возможны задержки при переключении передач);
  • износ фрикционных дисков (характерный симптом — пробуксовка);
  • поломка масляного насоса, гидротрансформатора, блокировочной муфты;
  • износ тормозных лент, шестерен, валов, других трущихся деталей;
  • засорение масляных каналов (в них появляются отложения в виде продуктов окисления, износа, загрязнений и пр.).

Некоторые неисправности очевидны по характерным симптомам (перегреву корпуса, проблемам с переключением передач, рывкам, толчкам в процессе движения и т. д.), другие обнаруживаются только в процессе диагностики с использованием специализированного оборудования. Большинство из них приводит к повышенному расходу топлива.

Чтобы продлить срок службы АКПП и сделать автомобиль более экономичным, следуйте следующим рекомендациям:

  • регулярно меняйте трансмиссионное масло (как предписано производителем, не реже);
  • следите за температурой агрегата и не допускайте перегрева;
  • избегайте агрессивной манеры езды (резкие старты ускоряют износ деталей и механизмов, приводят к повышенному расходу топлива);
  • делайте диагностику при малейших признаках неисправностей;
  • пользуйтесь режимом «эко» (он позволяет оптимизировать переключение передач);
  • соблюдайте все требования производителя, пользуйтесь только сертифицированными расходными материалами и запчастями.

И самое важное правило: обслуживать и ремонтировать автоматическую трансмиссию следует только в специализированном автосервисе. Самостоятельные попытки приведут к новым поломкам, что потребует дополнительных затрат на их устранение.

Любая АКПП крайне требовательна к соблюдению заводских регламентов и стандартов, поэтому устранением неисправностей и регламентным сервисом должны заниматься специалисты с соответствующей квалификацией, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Доверьтесь экспертам Transmission System с узкой специализацией, чтобы гарантировать безупречную работу трансмиссии!

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист
+