Содержание статьи:

Климатические условия влияют не только на людей, но и на автомобили. Как многие из нас могут почувствовать себя хуже при резком изменении температуры или влажности, так и техника (особенно такая сложная, как автоматическая коробка передач) может испытывать схожие «недомогания». К сожалению, об этом задумываются далеко не все водители, а между тем климат играет далеко не последнюю роль в том, как долго будет служить трансмиссия.

Автовладельцы часто недооценивают значимость воздействия внешней среды на состояние узлов машины. Большинство привыкли измерять степень износа деталей в километрах пробега, но забывают, что жара, мороз или избыточная влажность могут оказать на авто не меньшее влияние, чем ежедневная езда. Такая беспечность может привести к ускоренному износу АКПП, неприятным сбоям и дорогостоящему ремонту, которого можно было бы избежать при правильной эксплуатации. В этой статье рассмотрим, как различные климатические факторы влияют на работу коробки-автомата, и как помочь трансмиссии справиться с подобными вызовами.

Влияние низких температур

Гидромеханическая коробка передач (классический автомат) особенно уязвима в холодную погоду. Поэтому прогрев АКПП перед началом движения в мороз является важной процедурой. Он необходим по нескольким причинам, и основная из них – специфика конструкции автоматической трансмиссии. В отличие от механики, где момент передается через шестерни, в АКПП используются фрикционные муфты, для работы которых требуется поддержание определенного давления и температуры рабочей жидкости (ATF). В холодную погоду масло густеет, теряет свои смазочные свойства и вызывает повышенную нагрузку на детали коробки. Это особенно опасно для автомобилей с большим пробегом, где жидкость может быть загрязнена и загустевать быстрее.

Если не прогревать АКПП в холодное время года, можно столкнуться с такими проблемами:

  • неисправности гидроблока, что проявляется в толчках и вибрациях;
  • поломки соленоидов из-за плохой смазки;
  • засорение клапанов, что может ограничить работу коробки только реверсом или одной передачей.

Даже опытные и сознательные водители часто допускают ошибки при прогреве автомата. Например, многие считают, что, прогревая двигатель, они автоматически прогревают и коробку передач. Однако это не так. В режимах «P» или «N» АКПП не прогревается на холостом ходу – это происходит только при движении. Прогрев на повышенных оборотах также не рекомендуется, поскольку это увеличивает нагрузку на все элементы коробки и может повредить ее детали. Поэтому после холодной стоянки рекомендуется первые километры ехать плавно, избегая резких ускорений.

Еще одно распространенное заблуждение – возможность ускоренного прогрева автомата путем быстрого изменения режимов. Некоторые водители считают, что частое переключение селектора быстрее поднимет температуру коробки. На самом деле такие действия создают скачки давления и могут вызвать ошибку в системе самодиагностики.

Как правильно прогревать АКПП зимой?

  1. Запустите двигатель и дайте ему прогреться 5-7 минут при температуре воздуха до -10 °C.
  2. При более сильных морозах (ниже -20 °C) прогревайте двигатель до 10 минут и плавно переключайте передачи, задерживаясь на каждой по 10 секунд.
  3. Начните движение на скорости не более 40 км/ч и постепенно увеличивайте обороты.

Что делать при необходимости интенсивного старта?

Если после стоянки вам нужно сразу включиться в поток на трассе или преодолеть снежный барьер, избежать повышенной нагрузки на коробку не удастся. Чтобы минимизировать риск повреждений, важно знать, как ускорить процесс прогрева. В этом могут помочь результаты эксперимента, проведенного автомобильными экспертами журнала «За рулем». Испытания на Kia Rio с 6-ступенчатым автоматом при температуре -4 °C показали, что в режимах «P» или «N» коробка прогревается очень медленно. Когда двигатель достигает рабочей температуры, коробка только начинает нагреваться.

Наиболее эффективным для прогрева АКПП является движение в режимах «D» или «R». Например, если машина припаркована задними колесами к бордюру, можно использовать режим заднего хода. Ручник поможет удерживать автомобиль на месте, не создавая лишней нагрузки на тормоза. Такой подход способствует быстрому прогреву не только коробки, но и самого двигателя, поскольку гидротрансформатор нагружает мотор, увеличивая его температуру. После того как мотор прогреется до 80 °C, автомат также будет готов к обычному движению.

Влияние высоких температур

Знойное лето может быть таким же испытанием для автоматической коробки передач, как и холодная зима. В жару трансмиссия работает с удвоенной нагрузкой, подвергаясь нагреву как от других работающих узлов, так и от высокой температуры окружающей среды. Это часто приводит к перегреву АКПП, что может вызвать сбои в работе. Водители в южных регионах регулярно жалуются на задержки при переключении передач, переход в аварийный режим или отсутствие реакции на кикдаун.

Рассмотрим основные причины перегрева автомата в летнее время. Одна из них – загрязнение радиатора. Он может быстро засоряться пыльцой, пухом и обычной пылью, создавая плотный слой на решетке. Это мешает прохождению воздуха и нарушает процесс охлаждения масла. Как результат, температура антифриза повышается, снижая его способность отводить тепло от жидкости в коробке, что приводит к перегреву трансмиссии и возможным сбоям.

Еще один фактор риска – закипание масла. При высокой температуре окружающей среды даже качественное масло может терять свои свойства – в первую очередь вязкость. Это увеличивает трение внутри коробки, что дополнительно разогревает трансмиссию. Особенно это опасно, если масло давно не менялось или его уровень слишком низок.

Советы по эксплуатации АКПП в жару

  1. Используйте режим парковки при длительных остановках. Если предстоит стоять в пробке или на светофоре более двух минут, лучше перевести АКПП в режим «P». Это снизит нагрузку на гидротрансформатор и предотвратит перегрев.
  2. Не отключайте систему «старт-стоп». Несмотря на распространенные опасения по поводу вреда для двигателя и аккумулятора, эта система защищает трансмиссию от перегрева, так как останавливает генерацию тепла.
  3. При пробках используйте ручной режим. Включение первой передачи (или режима «L») при движении в пробке предотвратит переключение на более высокие скорости и снизит нагрузку на трансмиссию.
  4. Уберите лишние защитные элементы. Дополнительные сетки и кожухи могут препятствовать естественному охлаждению двигателя и коробки передач. Летом стоит снять такие конструкции, чтобы не нарушать циркуляцию воздуха.
  5. Избегайте бездорожья и не используйте прицепы. Езда в сложных условиях и с дополнительной нагрузкой сильно перегревает как двигатель, так и АКПП.

Влияние влажности и осадков

АКПП – это сложный агрегат, работающий при высоких нагрузках, и его элементы требуют постоянного смазывания для правильного функционирования. Влага, проникающая внутрь коробки передач, может стать серьезной проблемой. Несмотря на то, что система герметична, уплотнители и прокладки со временем изнашиваются, особенно в условиях постоянного контакта с агрессивной средой. Согласно исследованию, проведенному Институтом автомобильных технологий (IAT), около 10 % неисправностей АКПП, связанных с внешними факторами, вызваны попаданием влаги внутрь системы через изношенные уплотнения и микротрещины в корпусе.

Попадание воды в автоматическую коробку приводит к следующим проблемам:

  • Коррозия металлических элементов. Даже небольшое количество влаги может вызвать коррозию внутри коробки передач. Металлические компоненты трансмиссии, такие как шестерни, муфты и фрикционные диски, начинают ржаветь, что приводит к ухудшению их работы и ускоренному износу. Исследования показывают, что при влажности выше 80 % вероятность коррозии деталей возрастает в 2-3 раза.
  • Снижение эффективности смазки. Когда влага попадает в систему, ATF теряет свои смазывающие свойства, что приводит к увеличению трения между движущимися элементами и их ускоренному износу. Статистика показывает, что всего 1 % воды, попавшей в трансмиссионную жидкость, снижает ее способность смазывать детали почти на 30 %.
  • Образование эмульсии. При смешивании масла и воды образуется эмульсия, которая снижает теплоотводящую способность масла, а также способствует вспениванию. В результате АКПП начинает перегреваться, что может привести к выходу из строя основных компонентов. Специалисты компании ZF (одного из крупнейших производителей коробок-автоматов) отмечают, что перегрев трансмиссии из-за влаги является причиной до 15 % всех поломок коробок передач в регионах с высоким уровнем влажности и осадков.

Кроме того, важно помнить, что современные автоматические коробки передач оснащены множеством электронных компонентов, управляющих переключением передач, гидравликой и другими процессами. Влажный климат и прямой контакт с водой могут отрицательно сказаться на работе этих систем, начиная коррозией контактов и завершая короткими замыканиями в цепях.

Если вы эксплуатируете автомобиль в условиях повышенной влажности, рекомендуется выполнять следующие профилактические процедуры, чтобы избежать поломок АКПП:

  • Более частая замена ATF. Рабочую жидкость лучше менять каждые 30 000 км вместо стандартных 50 000 км.
  • Регулярная проверка уплотнителей. При первых симптомах нарушения герметичности данные элементы следует заменить.
  • Отслеживание состояния всех электрических соединений. При необходимости нужно проводить их обработку защитными составами для предотвращения коррозии.
  • Установка дополнительных защитных элементов. Они помогут предотвратить попадание воды на элементы трансмиссии.

Влияние резких перепадов температуры

Автоматическая коробка передач состоит из множества металлических и полимерных компонентов, которые реагируют на перепады температур по-разному. Элементы из металла при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Резкие колебания температур могут вызвать деформацию этих деталей, увеличивая зазоры между элементами и снижая точность их работы. Пластиковые и резиновые уплотнения могут терять эластичность при частых изменениях температуры, что приводит к их преждевременному старению и появлению утечек трансмиссионной жидкости.

Исследования, проведенные в лаборатории компании Ford, показали, что при перепадах температур в диапазоне от -30 до +40 °C вязкость ATF может изменяться в 5-6 раз. Это приводит к необходимости более частого обслуживания АКПП. Кроме того, сенсоры, контролирующие работу коробки, могут давать ложные сигналы при резком нагреве или охлаждении, что приводит к некорректной работе всей системы. Например, датчики температуры трансмиссионной жидкости могут не успеть адаптироваться к изменению внешних условий, что повлияет на точность регулировки переключения передач. Согласно исследованию компании ZF, резкие температурные перепады могут сократить срок службы электронных компонентов автомата на 30-40 %.

При эксплуатации АКПП в регионах с экстремальными климатическими условиями, где температурные колебания значительны в течение одного дня, важно следить за состоянием трансмиссионной жидкости и уплотнительных колец. А также проводить диагностику коробки минимум два раза в год – до зимы и после.

Заключение

Вопреки расхожей фразе, что у природы нет плохой погоды, сложные климатические условия оказывают негативное влияние на работу автоматической трансмиссии. Любые экстремальные погодные проявления могут серьезно пошатнуть «здоровье» АКПП. А это, как правило, приводит к серьезной головной боли уже у владельцев авто, которым приходится тратить приличные суммы на ремонт коробки. Полностью исключить отрицательные воздействия сильных морозов, изматывающей жары или обильных осадков практически невозможно. Однако вы можете серьезно их уменьшить, пользуясь несложными рекомендациями, описанными в этой статье. И не забывайте регулярно обслуживать свою машину в хорошем автосервисе.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист