Прежде чем покупать автомобиль с пробегом нужно проверить исправность всех систем, включая работу вариатора. При игнорировании диагностики CVT может быстро выйти из строя и потребуется дорогостоящий ремонт. Проверяется вариатор при покупке в ходе самостоятельного осмотра транспортного средства или на специализированной СТО.
Особенности вариатора
В машине с вариатором не нужно самостоятельно переключать скорости с помощью рычага трансмиссии, как в механике. Но работа узла имеет свои особенности в сравнении с АКПП. Если «автомат» включает фиксированные передачи, то вариатор – бесступенчатая трансмиссия, в которой нет фиксированных ступеней. Система работает от нижнего до верхнего порога без роста передаточного числа промежуточных «остановок». Проверяется вариатор на холостом ходу, в движении и с помощью теста Stall Test. Перед этим изучается состояние трансмиссионной жидкости.
Проверка масла

В вариаторе есть специальное масло, обеспечивающее трансмиссии плавную и бесшумную работу. При изучении жидкости можно получить достаточную информацию о состоянии и работоспособности КПП. Проверка уровня проводится, как и в случае с моторным маслом, с помощью щупа и посредством двух меток. Одна показывает уровень на прогретом вариаторе, другая – «на холодном». Если отверстие для измерительного щупа недоступно из-за заглушки, то для замера уровня нужно везти машину на СТО.
Также при покупке автомобиля изучается цвет масла. Жидкость в идеальном состоянии всегда прозрачная. Если масло давно не менялось, оно будет темным или мутным из-за фрикционной пыли и взвеси. Фрикционное сцепление считается полностью изношенным, если от жидкости исходит запах гари и виден сгусток клеевого слоя. Изношенность фрикционных пакетов также проверяется с помощью специального теста в сервисном центре.
Проверка в движении
Кроме анализа состояния масла необходимо проверить вариатор при движении авто. О неисправности коробки передач будут свидетельствовать следующие признаки:
- рывки при нажатии на педаль газа;
- подергивания, которые появятся после прогрева машины;
- удары при изменении положения селектора CVT;
- гул, сопровождающий работу узла.
Проверять вариатор при покупке автомобиля нужно при езде в нескольких режимах. Поддерживая одну скорость, резко и плавно набирая ход. Если в КПП стоит гидротрансформатор, увеличивать скорость следует плавным нажатием педали газа. Тест важен для подобных моделей авто. С его помощью можно определить пробуксовку гидротрансформатора. Плавность изменения передаточных чисел будет пропадать, если фрикционы работают неправильно. Водитель почувствует сильные толчки и подергивание машины.
Проверка вариатора при покупке автомобиля на посторонние звуки
Диагностика вариатора выполняется на холостом ходу мотора и в процессе движения автомобиля. В стоячем положении должен быть слышен только звук работающего двигателя. Исправный вариатор не издает какого-либо шума. При движении, в зависимости от уровня звукоизоляции, иногда слышен звук работы КПП, но он должен быть тихим и равномерным. О неисправности узла свидетельствуют щелчки и нарастающий гул.
Посторонние звуки в процессе движения авто могут быть связаны и с другими проблемами, например, с износом шкивов. Точно определить характер шума сможет только специалист.
Stall Test
Проведение стояночного теста вариатора автомобиля позволит проверить функциональность муфты для обгона в гидротрансформаторе и выявить пробуксовку дисков сцепления. Для выполнения процедуры движение машины блокируется путем прижимания колес, например, к высокому бордюру. После этого затягивается ручной тормоз и выжимается тормозная педаль. Нужно быстро, но мягко увеличить обороты в D режиме, а потом в R режиме. Необходимое значение оборотов в рабочем вариаторе отражено в сервисной книжке автопроизводителя. Тест-драйв сложный и сопряжен с высокими нагрузками, поэтому проводить его рекомендуется только специалисту и с согласия владельца транспортного средства.
Услуги Transmission System

Если проверка при покупке автомобиля вызывает сложности, обращайтесь в диагностический центр Transmission System. Сервис специализируется на обслуживании АКПП, ремонте и проверке вариаторов всех типов. В мастерской работают опытные специалисты. В наличии современные диагностические приборы и оборудование, которое позволяет получить полную картину о состоянии CVT и выявить все неисправности.
Проверка вариатора при покупке автомобиля в сервисе проводится в несколько этапов:
- Контроль уровня рабочей жидкости и выявление возможных утечек – машина устанавливается на подъемник, после чего проверяются стыки картера и поддон КПП.
- Проверка в автомобиле качества трансмиссионного масла – анализируется цвет рабочей жидкости вариатора, определяется объем осадков и уровень загрязнения в целом.
- Контроль давления масла – измеряется в гидравлическом контуре. Позволяет проверить работоспособность гидроблока, клапанов и масляного насоса.
- Проверка на выявление объема продуктов износа – откручивается поддон КПП и изучается его состояние. Наличие стальной стружки на магнитах – признак повреждения гидротрансформатора или масляного насоса. Частицы алюминиевой пудры свидетельствуют об износе сцепления, желеобразная масса на стенках поддона указывает на выработку фрикционов.
В некоторых случаях, при проверке вариатора может потребоваться разборка трансмиссии. Демонтаж CVT обязателен, если проверятся автомобиль после ДТП или с большим пробегом.
Проверка вариатора при покупке автомобиля в сервисе не занимает много времени. Может проводиться в присутствии продавца, автодилера и потенциального собственника. Transmission System гарантирует прозрачность и объективность диагностики. Стоимость услуги зависит от модели вариатора и машины, сложности и объема работы.
Похожие статьи

Покупая подержанную машину с автоматической трансмиссией, следует не только внимательно осмотреть автомобиль снаружи, но и продиагностировать внутренние системы: двигатель, трансмиссию, ходовую часть. Коробка-автомат стоит дорого, поэтому нуждается в тщательной проверке. Эта статья посвящена тому, как проверить АКПП при покупке б/у автомобиля.

Современные автомобили с автоматической трансмиссией, вопреки распространенным убеждениям, являются достаточно надежными и при должном уходе не доставляют своим владельцам серьезных хлопот...

Трансмиссионная жидкость в АКПП выполняет одновременно смазывающие, охлаждающие и моющие функции, а также является гидравлическим прессом, который оказывает давление на фрикционные пакеты для передачи крутящего момента. Появление пены (мелких пузырьков) свидетельствует об утрате всех или некоторых заявленных эксплуатационных характеристик.