По данным аналитического агентства «Автостат», в первом квартале 2021 г. новым автомобилям с автоматической трансмиссией отдали предпочтение около 235 тыс. россиян. Покупки машин с роботизированными коробками передач, гидравлическими «автоматами» и вариаторами составили 64,5 % общего объема продаж — очередной рекорд на российском рынке.
Востребованность всех автоматических коробок переключения передач (АКПП) неуклонно растет. Вместе с ней повышается интерес автолюбителей к и «роботу» в отдельности. Рассказываем, что нужно знать о роботизированных коробках.
Отличия от классического «автомата»
По конструкции и принципу работы два типа АКПП сильно разнятся.
На классическую коробку передач крутящий момент от двигателя поступает через гидротрансформатор — специальную камеру, в которой расположены насосное, турбинное и реакторное колеса. Насосное колесо закручивает потоки трансмиссионной жидкости внутри гидротрансформатора, реакторное — усиливает потоки, турбинное — приходит в движение под воздействием жидкости и передает крутящий момент на планетарную коробку передач. Таким образом, трансмиссия связана с валом двигателя не напрямую, а через гидравлику, трансмиссионное масло.
В свою очередь, коробка «робот» схожа с механической трансмиссией: она связывает вал двигателя с ведомым валом через набор шестерен, поэтому масло требуется лишь для смазки деталей.
Разное устройство обуславливает важные отличия «робота» от гидромеханического автомата:
- замена масла требуется реже. Новую жидкость в роботизированную коробку обычно рекомендуют заливать каждые 50–80 тыс. км, в коробку «автомат» — каждые 50 тыс. км;
- возможно переключение передач в ручном режиме, так как конструктивно трансмиссия родственна механической коробке. В классической трансмиссии это не предусмотрено;
- агрегат дешевле в ремонте, так как имеет более простую конструкцию;
- лучше разгон и выше экономичность, ведь гидромеханическая коробка означает потери энергии из-за использования трансмиссионной жидкости для передачи крутящего момента;
- происходят рывки при переключении передач. «Гидроавтомат» же исключает подобные эффекты.
Таким образом, каждая из трансмиссий имеет свои особенности, которые следует учитывать при выборе и эксплуатации машины.
Устройство роботизированной коробки передач
В основе трансмиссии — принцип работы механической коробки.
В «механике» крутящий момент от двигателя через систему сцепления передается на первичный вал. На таком валу жестко закреплены шестерни, которые находятся в зацеплении с шестеренками вторичного вала. Последние же закреплены на валу не жестко, поэтому на нейтральной передаче свободно вращаются вокруг ведомого вала. Когда водитель рычагом КПП включает другую передачу, система тяг перемещает синхронизатор — составную часть блокировочной муфты. Благодаря муфте шестерня выбранной передачи КПП сцепляется с ведомым валом, и крутящий момент передается уже на колеса автомобиля.
Коробка «робот» действует таким же образом. Отличие заключается лишь в том, как включается и выключается сцепление, а также выбираются передачи машины. На автомобилях с РКПП за водителя это делает компьютер — процесс автоматизирован. Электронный блок управления (ЭБУ) подает команды актуаторам — специальным электроприводам, которые и приводят в движение нужные механизмы.
Частые поломки
Такие коробки выходят из строя либо из-за сбоев электроники, либо по причине механического износа или повреждения деталей.
В электронном оборудовании происходят следующие поломки:
- выгорание контактов;
- неисправность приводов переключения передач «робота»;
- сбои в работе ЭБУ и прочее.
К частым механическим неисправностям относится износ:
- подшипников качения;
- вилки выбора передач;
- выжимного подшипника;
- дисков сцепления.
Так как «механика» и РКПП устроены практически одинаково, они выходят из строя схожим образом. Вместе с тем, роботизированный тип коробки передач — это масса электронных компонентов и электронный блок управления, которые делают список вероятных неисправностей более разнообразным.
Обслуживание: как продлить срок эксплуатации
Специалисты рекомендуют соблюдать несколько правил при техническом обслуживании. Чтобы РКПП служила долго, следует:
- тестировать электронный блок управления на каждом техобслуживании;
- менять масляные фильтры с периодичностью, заявленной производителем;
- держать в чистоте мехатронный модуль (мехатроник), иначе он может перегреваться и давать сбои;
- менять механические компоненты коробки даже чаще, чем рекомендует производитель.
Важным считается и стиль вождения. Аккуратная езда предотвращает многие неисправности. Эксперты советуют:
- начинать движение плавно, без резкого нажатия на педаль акселератора;
- не допускать сильную пробуксовку колес и заносы;
- избегать бездорожья, если машина не оснащена пониженной передачей;
- не нажимать на газ с тормозом единовременно, если включен режим Drive;
- не менять режимы Reverse, Drive и Parking во время движения авто.
Общая рекомендация стандартная — пунктуальность при техническом обслуживании и аккуратный стиль вождения.
Достоинства и недостатки
РКПП совмещает преимущества механической коробки передач и возможности современной электроники. Для нее характерны:
- простота конструкции;
- низкий расход горючего;
- высокий КПД;
- недорогое технические обслуживание.
Однако, по сравнению с автомобилями, оборудованными гидромеханической трансмиссией, машины с такой коробкой, как «робот»:
- отличаются рывками при переключении передач;
- могут откатываться назад;
- замедленно переключают передачи.
Таким образом, РКПП менее комфортна, чем классический «автомат», зато экономичнее по расходу горючего и техническому обслуживанию.
Похожие статьи

Многим владельцам машин с автоматической коробкой передач знакома ситуация, когда трансмиссия переходит в аварийный режим работы (АРР). АКПП в ходе эксплуатации регулярно проводит самодиагностику, и если в ее процессе обнаруживаются неисправности, которые бортовой компьютер классифицирует как опасные для агрегата, то принимает соответствующие меры.

Зимой у водителей возникают проблемы не только с запуском двигателя. Воздействию холода подвержены и другие ответственные узлы транспортного средства, в том числе автоматическая коробка передач. Нарушение условий эксплуатации может уменьшить срок службы АКПП и привести к серьёзной поломке. Чаще всего это происходит осенью и зимой.

Гидротрансформатор (ГДТ, на водительском сленге «бублик») используется на машинах с автоматической трансмиссией или вариатором. Он устанавливается на коленчатый вал и связывает двигатель с коробкой переключения передач. Это альтернатива сцеплению, обеспечивающая плавную и бесступенчатую смену скоростей за счет преобразования крутящего момента.