По данным аналитического агентства «Автостат», в первом квартале 2021 г. новым автомобилям с автоматической трансмиссией отдали предпочтение около 235 тыс. россиян. Покупки машин с роботизированными коробками передач, гидравлическими «автоматами» и вариаторами составили 64,5 % общего объема продаж — очередной рекорд на российском рынке.

Востребованность всех автоматических коробок переключения передач (АКПП) неуклонно растет. Вместе с ней повышается интерес автолюбителей к и «роботу» в отдельности. Рассказываем, что нужно знать о роботизированных коробках.

Отличия от классического «автомата»

По конструкции и принципу работы два типа АКПП сильно разнятся.

На классическую коробку передач крутящий момент от двигателя поступает через гидротрансформатор — специальную камеру, в которой расположены насосное, турбинное и реакторное колеса. Насосное колесо закручивает потоки трансмиссионной жидкости внутри гидротрансформатора, реакторное — усиливает потоки, турбинное — приходит в движение под воздействием жидкости и передает крутящий момент на планетарную коробку передач. Таким образом, трансмиссия связана с валом двигателя не напрямую, а через гидравлику, трансмиссионное масло.

В свою очередь, коробка «робот» схожа с механической трансмиссией: она связывает вал двигателя с ведомым валом через набор шестерен, поэтому масло требуется лишь для смазки деталей.

Разное устройство обуславливает важные отличия «робота» от гидромеханического автомата:

  • замена масла требуется реже. Новую жидкость в роботизированную коробку обычно рекомендуют заливать каждые 50–80 тыс. км, в коробку «автомат» — каждые 50 тыс. км;
  • возможно переключение передач в ручном режиме, так как конструктивно трансмиссия родственна механической коробке. В классической трансмиссии это не предусмотрено;
  • агрегат дешевле в ремонте, так как имеет более простую конструкцию;
  • лучше разгон и выше экономичность, ведь гидромеханическая коробка означает потери энергии из-за использования трансмиссионной жидкости для передачи крутящего момента;
  • происходят рывки при переключении передач. «Гидроавтомат» же исключает подобные эффекты.

Таким образом, каждая из трансмиссий имеет свои особенности, которые следует учитывать при выборе и эксплуатации машины.

Устройство роботизированной коробки передач

В основе трансмиссии — принцип работы механической коробки.

В «механике» крутящий момент от двигателя через систему сцепления передается на первичный вал. На таком валу жестко закреплены шестерни, которые находятся в зацеплении с шестеренками вторичного вала. Последние же закреплены на валу не жестко, поэтому на нейтральной передаче свободно вращаются вокруг ведомого вала. Когда водитель рычагом КПП включает другую передачу, система тяг перемещает синхронизатор — составную часть блокировочной муфты. Благодаря муфте шестерня выбранной передачи КПП сцепляется с ведомым валом, и крутящий момент передается уже на колеса автомобиля.

Коробка «робот» действует таким же образом. Отличие заключается лишь в том, как включается и выключается сцепление, а также выбираются передачи машины. На автомобилях с РКПП за водителя это делает компьютер — процесс автоматизирован. Электронный блок управления (ЭБУ) подает команды актуаторам — специальным электроприводам, которые и приводят в движение нужные механизмы.

Частые поломки

Такие коробки выходят из строя либо из-за сбоев электроники, либо по причине механического износа или повреждения деталей.

В электронном оборудовании происходят следующие поломки:

  • выгорание контактов;
  • неисправность приводов переключения передач «робота»;
  • сбои в работе ЭБУ и прочее.

К частым механическим неисправностям относится износ:

  • подшипников качения;
  • вилки выбора передач;
  • выжимного подшипника;
  • дисков сцепления.

Так как «механика» и РКПП устроены практически одинаково, они выходят из строя схожим образом. Вместе с тем, роботизированный тип коробки передач — это масса электронных компонентов и электронный блок управления, которые делают список вероятных неисправностей более разнообразным.

Обслуживание: как продлить срок эксплуатации

Специалисты рекомендуют соблюдать несколько правил при техническом обслуживании. Чтобы РКПП служила долго, следует:

  • тестировать электронный блок управления на каждом техобслуживании;
  • менять масляные фильтры с периодичностью, заявленной производителем;
  • держать в чистоте мехатронный модуль (мехатроник), иначе он может перегреваться и давать сбои;
  • менять механические компоненты коробки даже чаще, чем рекомендует производитель.

Важным считается и стиль вождения. Аккуратная езда предотвращает многие неисправности. Эксперты советуют:

  • начинать движение плавно, без резкого нажатия на педаль акселератора;
  • не допускать сильную пробуксовку колес и заносы;
  • избегать бездорожья, если машина не оснащена пониженной передачей;
  • не нажимать на газ с тормозом единовременно, если включен режим Drive;
  • не менять режимы Reverse, Drive и Parking во время движения авто.

Общая рекомендация стандартная — пунктуальность при техническом обслуживании и аккуратный стиль вождения.

Достоинства и недостатки

РКПП совмещает преимущества механической коробки передач и возможности современной электроники. Для нее характерны:

  • простота конструкции;
  • низкий расход горючего;
  • высокий КПД;
  • недорогое технические обслуживание.

Однако, по сравнению с автомобилями, оборудованными гидромеханической трансмиссией, машины с такой коробкой, как «робот»:

  • отличаются рывками при переключении передач;
  • могут откатываться назад;
  • замедленно переключают передачи.

Таким образом, РКПП менее комфортна, чем классический «автомат», зато экономичнее по расходу горючего и техническому обслуживанию.