Содержание статьи:

Зимой у водителей возникают проблемы не только с запуском двигателя. Воздействию холода подвержены и другие ответственные узлы транспортного средства, в том числе автоматическая коробка передач. Нарушение условий эксплуатации может уменьшить срок службы АКПП и привести к серьёзной поломке. Чаще всего это происходит осенью и зимой.

Причины того, что коробка замерзает

В большинстве случаев АКПП замерзает из-за неправильно подобранной трансмиссионной жидкости или снижения качественных характеристик смазки. Это обусловлено принципом работы автоматической коробки передач.

Крутящий момент, полученный гидротрансформатором от мотора, распределяется с помощью фрикционов. Формой гидротрансформатор напоминает тор, разделённый пополам вертикальной линией и находящийся в трансмиссионной жидкости. Одна часть жестко соединена с валом двигателя. При движении данное кольцо передаёт АТF на турбинное колесо, что заставляет его вращаться. Масляный насос, который работает от гидротрансформатора, обеспечивает подачу смазки в тор. Он же поддерживает в гидроблоке необходимое давление, способствующее переключению передач.

АТF отвечает за передачу крутящего момента, а значит и за работу всей коробки передач. Если вязкость смазки превышает допустимые значения, в системе не хватает давления. Густое масло может стать причиной повреждения:

  • крыльчатки гидротрансформатора;
  • сальников и уплотнительных прокладок;
  • планетарного ряда;
  • маслонасоса и гидравлики.

Трансмиссионная жидкость за время работы АКПП становится более подверженной окислению, вспениванию, перепаду температуры и т. д. В этот период изнашиваются втулки и диски коробки передач, что приводит к появлению мелких частиц, которые забивают фильтр. Также в нём частично остаётся конденсат, образовавшийся из-за холода. В совокупности эти факторы приводят к проблемам при запуске механизма.

Признаки того, что замёрзла коробка передач

Для автомата они следующие:

  1. Заклинивает рычаг и не получается включить скорость при работающем двигателе.
  2. Машина стоит на месте, хотя передачи переключаются в обычном режиме и двигатель функционирует без перебоев.
  3. Ощущается сильный удар при включении задней передачи или положения Drive, а лампочка Service Required на панели приборов сигнализирует о неисправности.

Что делать с замёрзшей АКПП?

В первом случае поможет прогрев авто длительностью 20 мин. и включенная в салоне печка. После попытки запустить коробку передач, следует «прогнать» масло путём изменения её режимов. Если положение рычага осталось прежним, поддерживать работу машины на разных оборотах — от малых к высоким, и наоборот.

Вторая проблема решается за счёт повышения оборотов в режиме «паркинг» на протяжении 10 мин.

Способ устранения третьей неполадки — долгий прогрев ≈25 мин, предварительно обнулив бортовой компьютер посредством отсоединения клеммы аккумулятора.

Если КПП замерзает из раза в раз, стоит обратить внимание на трансмиссионную жидкость. Зачастую в новые машины заливают смазку, не предназначенную для работы в условиях русской зимы. Это характерно для иномарок, которые планируется эксплуатировать в более тёплом климате. Поэтому нужно заменить масло на более подходящее для конкретного диапазона температур.

Хранить автомобиль в гараже или на тёплой парковке — лучший способ предотвратить замерзание коробки-автомата. Ещё это продлит срок эксплуатации различных элементов — от сальников до прокладок, расположенных по периметру машины.

Не рекомендуется использовать приборы обогрева: паяльные лампы, строительные фены и др. Они могут повредить электронный блок управления, что чревато дорогостоящим ремонтом.

Транспортировка авто в случае необходимости должна осуществляться при скорости не больше 50 км/ч и на расстояние, не превышающее 40 км.

Нужно ли прогревать коробку зимой?

Сторонники есть как у положительного, так и у отрицательного ответа. Одни прогревают даже при минимальном похолодании, другие не делают этого вовсе. И каждая из позиций имеет собственные аргументы и доводы.

«Антипрогревочники» утверждают, что изменение температуры не может повлиять на свойства современных ATF. Потому что технологии изготовления синтетических масел позволяют делать все необходимые присадки, сохраняющие текучесть рабочей жидкости.

Также они добавляют, что для прогрева коробки достаточно тепла, выделяемого при работе двигателя, а дополнительное переключение режимов вызывает износ механизма.

С первым утверждением можно согласиться лишь отчасти. Дело в том, что на новых машинах коробка ещё не изношена, а ATF обладает высокими техническими показателями. Водители таких авто не чувствуют заметной разницы в работе «холодной» и «горячей» АКПП.

Второй аргумент не имеет необходимого количества фактических данных. Работа двигателя сопровождается выделением тепла, но его недостаточно для прогрева трансмиссии. Это происходит только под нагрузкой, когда агрегат находится в рабочем состоянии.

Причины, по которым агрегату требуется прогрев:

  • Густая АТF не создаёт нужного давления, что способствует плохому сцеплению фрикционных дисков.
  • Без смазки в оптимальном температурном диапазоне забиваются фильтры, что ведёт к механическому износу элементов коробки.
  • Повышенное трение фрикционов нарушает плавный ход автомобиля.

Чтобы прогрев оказался эффективным, важно делать его правильно.

Как прогревать АКПП

  1. Завести машину и прогреть двигатель. Нажать на тормоз и с помощью переключателя изменить режимы автоматической трансмиссии, оставаясь на каждом до 10 сек. Если ДВС заглох, увеличить время прогрева. Включение передачи может сопровождаться вибрацией, потому что насосное колесо движется, а турбинное нет. В результате возникает сильное трение смазки в гидротрансформаторе механизма. Температура ATF повышается, и жидкость сливается в поддон автомата. Длительность процесса зависит от температуры воздуха, при -20 °С она составляет ≈8 мин.
  2. Первые 300 м движения не должны сопровождаться рывками. Это нужно для того, чтобы АТF несколько раз прошла по коробке передач и нагретой попала в муфты. Небольшая скорость и малые обороты обеспечат правильный режим, без дополнительного износа фрикционов. При наличии программы управления коробкой-автоматом следует её задействовать, когда температура опустится ниже нуля. Это исключит пробуксовку шин при начале движения, а переключение скоростей будет проходить при небольших оборотах коленчатого вала ДВС.
  3. Не следует резко давить на педаль газа. Зимой участки дорожного полотна, покрытые льдом, чередуются с сухими. Из-за этого возможны пробуксовки колёс, провоцирующие переключение автомата на повышенную скорость. При смене участка на сухой АКПП будет срабатывать в обратном направлении, что окажет нагрузку на трансмиссию. В результате может порваться тормозная лента и 2-я и 4-я передачи выйдут из строя.
  4. Переключение режимов следует делать, нажимая на педаль тормоза. Только после толчка можно отпустить её и надавить на педаль акселератора.

Советы по эксплуатации зимой

Чтобы продлить срок службы КПП и избежать аварийных ситуаций на зимних дорогах, необходимо придерживаться определённых рекомендаций:

— Если под колёсами много снега и сцепление с дорогой слабое, следует в ручном режиме включить 2-ю или 3-ю передачу, чтобы снизить риск пробуксовки.

— На сильно заснеженных или обледенелых дорогах, где сложно держаться на оптимальной дистанции, нужно заранее включить 2-ю или 3-ю передачу, чтобы в случае возникновения экстремальной ситуации использовать торможение двигателем.

— Если машина застряла — одно колесо пробуксовывает, а другое не двигается, не следует постоянно давить на газ, чтобы выбраться из колеи. Такой режим наносит сильный ущерб гидромеханической трансмиссии.

— При поломке машины для транспортировки лучше вызвать эвакуатор, чем осуществлять буксировку.

— ЕSP рекомендуется отключить, если автомобиль не может выехать из сугроба. Решить проблему можно путём раскачивания, поочерёдно включая режимы «драйв» и «паркинг».

— При движении по крутому подъёму или глубокому снегу возможна пробуксовка АКПП из-за недостаточной связи с ДВС. В этом случае нужно перейти на пониженную передачу.

— Для дополнительной защиты от износа можно применять специальные присадки для АТF. Они обеспечивают дополнительную защиту трущихся поверхностей и увеличивают срок эксплуатации трансмиссионной жидкости. При этом скорости переключаются плавно, а коробка работает без сильного шума. Но нужно учитывать, что присадки эффективны, если рабочая жидкость меняется регулярно.

Как часто менять АТF

При работе в обычных погодных условиях менять масло рекомендуется каждые 60 тыс. км пробега. Но в большинстве регионов России зимой мороз сильный, снега выпадает много, на дорогах гололёд. При таких сложных условиях замена АТF должна производиться в 2 раза чаще — каждые 30 тыс. км.

Следует позаботиться о том, чтобы масло менялось до наступления холодов, потому что летом при +30 °С резко ухудшаются его эксплуатационные свойства. Если трансмиссионная жидкость потемнела, её нужно менять незамедлительно.

При выборе конкретной марки необходимо учитывать возраст автомобиля и рекомендации завода-изготовителя.

Запрещено в коробку-автомат заливать масло для МКПП.

Также смешивание разных марок рабочей жидкости может негативно сказаться на АКПП. Лучше периодически доливать продукт того же производителя и соответствующих стандартов. Замер уровня масла следует делать строго на ровной поверхности.

Замена АТF должна сопровождаться промывкой фильтра или установкой нового в зависимости от вида фильтрующей части. Если в нём кроме мелкодисперсной взвеси видны более крупные частицы металла, АКПП стоит дополнительно проверить.

Услуги сервиса Transmission System

Ремонт

Профессиональный ремонт и обслуживание АКПП в Москве выполняют мастера профильного сервиса Transmission System. Специалисты работают с поломками любой сложности, используют современное оборудование и оригинальные запчасти. На предоставленные услуги даётся гарантия.

Доставка в регионы

Компания доставляет АКПП из регионов, а затем после ремонта отправляет обратно. Для этого используется автомобильный, железнодорожный или авиатранспорт. Самостоятельно подберем транспортную компанию, заберем и доставим агрегат.

Вместе с отремонтированной коробкой вы получите:

  • гарантийный талон;
  • дефектовочную ведомость;
  • акт выполненных работ;
  • заказ-наряд;
  • договор на выполнение ремонтных работ;
  • документ об оплате услуг;
  • иные бумаги по запросу клиента.

Замена масла

Наш сервисный центр производит замену масла в автоматических коробках всех производителей. При работе используется современное оборудование и инструмент. Выполняя замену технических жидкостей, мастера строго соблюдают рекомендации производителей. При необходимости проводится диагностика трансмиссии и замена изношенных деталей.

Дополнительное охлаждение

Радиатор охлаждения понижает рабочую температуру в автоматической коробке на 15–35 °С. Это положительно сказывается на долговечности всех узлов. Установка дополнительного радиатора позволит сократить износ элементов коробки и увеличить её ресурс на 30–40 %.

Устанавливаем дополнительные радиаторы трансмиссиям разных моделей любого возраста.

Скупка поломанных АКПП

Transmission System покупает повреждённые устройства, которые подлежат восстановлению.

При замене коробки в сервисном центре цена старой может быть вычтена из итоговой стоимости работ или выдана на руки. Для точного расчёта проводится диагностика, в результате формируется полный перечень неисправностей.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист