Содержание статьи:

Многим владельцам машин с автоматической коробкой передач знакома ситуация, когда трансмиссия переходит в аварийный режим работы (АРР). АКПП в ходе эксплуатации регулярно проводит самодиагностику, и если в ее процессе обнаруживаются неисправности, которые бортовой компьютер классифицирует как опасные для агрегата, то принимает соответствующие меры. Они заключаются в переводе в аварийный режим автоматической коробки передач, которая начинает функционировать особым образом для сведения к минимуму последствий неисправности. В этой статье мы расскажем подробно об этом явлении, разберемся, почему оно возникает, а также поговорим о мерах, которые в этом случае должны быть приняты.

Что это такое?

Аварийка является профилактической мерой. Ее цель — защита КПП от серьезной поломки, к которой может привести дальнейшая работа узла. Оптимальный выход из ситуации при ее включении – остановка автомобиля, вызов эвакуатора и отправка машины в сервисный центр. Впрочем, если включение аварийного режима АКПП не сопровождается посторонними звуками, доносящимися из агрегата, и вы уверены в нормальном количестве масла, можно попробовать добраться до СТО своим ходом.

О том, что произошло переключение трансмиссии в АРР, говорит загорание соответствующих индикаторов на приборной панели (CHECK AT, HOLD, а также CHECK ENGINE). При включении аварийного режима резко падает качество разгона (давить педаль газа бесполезно) и исчезает передача D – машина может двигаться дальше только на третьей скорости.

Продолжать пользоваться в обычном порядке авто, АКПП которого перешла в аварийку, категорически запрещено. Дальнейшая эксплуатация неизбежно приведет к необходимости дорогостоящего ремонта трансмиссии, поэтому при включении АРР следует как можно быстрее обратиться в сервис. Специалисты СТО произведут диагностику, определят, из-за чего произошла поломка и устранят обнаруженные неполадки.

Почему включается аварийный режим АКПП?

Причины перехода автоматической трансмиссии в АРР могут быть различными. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Количество масла

Не только нехватка, но и переизбыток трансмиссионной смазки зачастую приводит к переходу КПП в аварийку. Электронный блок управления, в который постоянно поступают данные об уровне масла, анализирует полученную информацию. При обнаружении недостаточного или, напротив, слишком большого количества жидкости он немедленно переводит агрегат в АРР.

Уровень трансмиссионного масла может снизиться вследствие протекания, образовавшегося из-за механических неполадок или ошибок, допущенных в ходе технического обслуживания. Нехватка жидкости приводит к повышенному износу элементов системы, работающих всухую.

Причиной неприятностей может стать и переизбыток смазки. Если масла в КПП слишком много, оно начинает пениться и вытекать из-под пробки, заливая детали, расположенные поблизости, в связи с чем также случаются сбои в работе агрегата.

Аварийка также иногда включается после замены трансмиссионного масла. Если показатели свежезалитого и старого материала (плотность, вязкость и т. д.) не совпадают, это может вызвать проблемы с адаптацией ЭБУ. Кроме того, свежая жидкость порой смывает какой-то компонент, оказывавший влияние на важные элементы гидравлики.

Механические и гидравлические неисправности

Устранение таких неполадок всегда сопряжено с серьезными финансовыми расходами. Данные, которые должны поступать в ЭБУ с выходного вала, могут отсутствовать из-за неисправности соленоидов, с помощью которых переключается первый пакет четвертой передачи. Второй, участвующий во включении последней, задействован и в работе более низких режимов.

Занимаясь поиском причин аварийного режима АКПП, желательно не перезагружать ЭБУ. Дело в том, что такое действие может привести к исчезновению из памяти некоторых ошибок, например, «отсутствие сигнала с датчика выходного вала». В результате возникнут затруднения с поиском неполадок.

Переключиться в аварийный режим работы автомат также может при повреждениях корпусной части или из-за проблем в работе фрикционной группы. Иногда снижается давление в напорных магистралях, что чаще всего связано с плохим прилеганием компрессионных уплотнений и разгерметизацией системы.

Некорректное функционирование гидравлического блока также может привести к снижению давления в трансмиссии. В этом случае необходимо демонтировать поддон и внимательно осмотреть поверхность узлов – на ней может оказаться металлическая стружка или фрикционная пыль. При их обнаружении каждый элемент нужно исследовать по отдельности для выяснения, почему на нем появились посторонние частицы.

Нередко для облегчения поиска неисправности КПП подвергается электронной диагностике. Это позволяет сэкономить время, но при такой процедуре могут быть пропущены некоторые механические неисправности.

Проблемы с электронным блоком управления

Это наиболее распространенная причина перехода автоматической коробки передач в аварийный режим. Рассмотрим наиболее распространенные сбои такого характера:

  • Трансмиссия находится в АРР постоянно, или аварийка включается при разогреве агрегата до рабочей температуры. Это чаще всего происходит из-за неисправного датчика, нуждающегося в замене.
  • Автомат переключается в АРР бессистемно. Это может происходить из-за повреждения межблочной электрической сети или неисправности коннекторов. Чтобы устранить неполадки такого характера, необходимо прозвонить проводку и последовательно заменить нерабочие фишки подключения контактов.
  • Переход в аварийный режим АКПП происходит внезапно, но не при переключении передач. Это может быть вызвано нарушением работы одного или нескольких сигнализаторов: распределительного вала, дроссельной заслонки, антиблокировочной системы или расходомера воздуха. Чтобы сократить время на поиск неисправности и локализовать ее, можно воспользоваться сканированием системы.
  • При переходе трансмиссии на передачу D раздается глухой удар, после чего включается АРР. Это же может произойти в момент переключения узла с первой на вторую скорость. Такое случается из-за неисправности сигнализаторов вращения, расположенных на валах – входном или выходном. Установить более точный диагноз можно, просканировав агрегат. Для решения проблемы нужно заменить нерабочие детали.

Может случиться и так, что при включении АРР трансмиссия остается в нем постоянно не выходя из этого состояния. Это происходит из-за нарушений в работе электроники. Иногда не получается локализовать место сбоя с помощью сканера, и для решения проблемы приходится воспользоваться пробным рабочим блоком.

Действия водителя при включении аварийного режима АКПП

Если в ходе поездки трансмиссия встала в аварийку и все скорости, кроме одной, на которой движется автомобиль, заблокировались, нужно действовать следующим образом:

  • Немедленно остановить машину в безопасном месте.
  • В первую очередь необходимо проверить уровень масла в агрегате, воспользовавшись щупом, если таковой входит в комплектацию узла. Если масла недостаточно, или оно вытекает наружу, что может сопровождаться запахом гари, лучше отказаться от дальнейшей самостоятельной поездки. Постарайтесь вызвать эвакуатор, который отвезет автомобиль на СТО.
  • Если уровень масла нормальный и оно не вытекает из трансмиссии, следует проверить состояние электропроводки и качество контактов. После обнаружения и устранения неисправности узел чаще всего возвращается к нормальному функционированию.
  • Заглушить двигатель, выключив на несколько минут зажигание. Если после этого трансмиссия остается в АРР, можно попробовать снять с аккумуляторной батареи минусовую клемму. Через 4–5 минут последнюю нужно снова подключить к АКБ. На многих моделях автомобилей с помощью этого нехитрого способа можно восстановить нормальную работу автомата.

Если все перечисленные меры оказались бесполезными, но масло в КПП имеется в нужном количестве, можно продолжать ехать в автосервис своим ходом. Двигаться следует плавно, без разгонов и маневров. Рекомендуется избегать пробок и не совершать действий, которые могут привести к увеличению нагрузки на коробку передач. Важно помнить главную задачу – добраться до станции технического обслуживания, после чего передать машину специалистам для диагностики и устранения неисправности.

Порядок и особенности диагностики

Самые ранние модификации КПП-автоматов не оснащались электронными блоками управления. Однако в конструкции всех современных трансмиссий такого типа присутствует ЭБУ, одной из функций которого является периодическое выполнение самодиагностики.

Исходя из этого первым шагом при выполнении диагностических мероприятий в условиях автосервиса является подключение к системе прибора для сканирования и считывание с его помощью кодов ошибок, выданных блоком управления. После этого мастер расшифровывает полученные данные и действует в соответствии с полученными результатами. Чаще всего при сканировании считываются коды, которые обозначают следующее:

  • неполадки в цепи электромагнитных клапанов;
  • несовпадение частот вращения валов на входе и выходе трансмиссии;
  • нарушение передаточного отношения отдельных скоростей.

При обнаружении кода ошибки, указывающего на проблемы с электромагнитными клапанами, не стоит торопиться с демонтажом и дефектовкой агрегата. Проблема может заключаться в состоянии электрической проводки. В первую очередь специалист СТО должен проверить с помощью мультиметра величину сопротивления различных датчиков и кабелей. Измерять прибором нужно замыкание между проводами, а также на «плюс» и «минус».

Если электропроводка находится в исправности, следует проверить состояние питающих разъемов. Случается, что в результате нарушения правил снятия коробки и монтажа ее на штатное место или развития коррозии, пины разъемов ломаются. Следует заметить, что окисление контактов также может привести к переходу АКПП в аварийный режим работы.

Дефектовка трансмиссии и проверка ее компонентов должны производиться только после того, как будут полностью продиагностированы электрические кабели и места соединений, проанализировано состояние проводки.

Основные рекомендации

Чтобы снизить вероятность внезапного переключения трансмиссии в режим «Авария», рекомендуется соблюдать несложные правила:

  • заливать в КПП оригинальное масло, рекомендованное производителем, а если это невозможно – подбирать аналоги, максимально приближенные по характеристикам;
  • через каждые 100 000 км пробега выполнять профилактическую чистку гидроблока;
  • следить за состоянием соленоидов и менять их по мере необходимости;
  • при каждом техническом обслуживании производить диагностику трансмиссии.

Перейти в аварийный режим работы автоматическая коробка передач может из-за разных обстоятельств. Но независимо от того, почему так произошло, хозяин автомобиля должен немедленно обратиться в специализированный автосервис. Продолжать пользоваться машиной в таком состоянии нельзя – прогрессирование неисправности быстро приведет к выходу трансмиссии из строя и необходимости сложного ремонта, сопряженного с большими финансовыми затратами.

Самостоятельно разбираться с этой проблемой без профессиональных знаний и специального оборудования не следует. Неквалифицированное вмешательство может усугубить проблему. Для диагностики и ремонта КПП рекомендуем обратиться к опытным специалистам автосервиса Transmission System. Если своевременно принять необходимые меры, трансмиссия будет быстро возвращена в исправное состояние, после чего можно с комфортом продолжать пользоваться автомобилем.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист