Содержание статьи:

Конструкторы оснащают современные автомобили сложными системами и оборудованием для повышения комфорта, удобства и безопасности вождения. Новые разработки касаются и механизмов трансмиссии. В устройстве многих моделей машин Volkswagen, Audi, Skoda и SEAT задействуются коробки передач DSG, которые считаются одними из самых технологичных и продвинутых среди систем подобного типа.

Устройство и принцип работы

DSG расшифровывается как Direkt Schalt Getrieb (коробка прямого переключения передач). Представляет собой роботизированное оборудование с двумя сцеплениями и двумя рядами. Производится в шести- и семиступенчатом исполнении.

Устройство коробки включает:

  • главную передачу;
  • двойное сцепление;
  • два ряда передач;
  • дифференциал;
  • двухмассовый маховик;
  • систему управления.

В процессе использования КПП последовательно включает передачи двух рядов. То есть при работе одной следующая уже готова к быстрому включению. Такая схема обеспечивает переключение скоростей без разрыва потока мощности. Это существенно увеличивает возможности коробки в сравнении с механическими и автоматическими моделями. Двигатель не работает вхолостую, топливо расходуется медленнее, машина получает улучшенные разгонные характеристики.

Двойное сцепление используется в шести- и семиступенчатых моделях КПП для перенаправления крутящего момента на два ряда передач. В DSG7 оно фрикционное. А в 6КПП сцепление дополняется ведущим диском, подключенным к маховику. В этой конфигурации есть и пара фрикционных муфт, связанных с рядами передач с помощью главной ступицы. В семиступенчатой DSG задействуется сцепление сухого или мокрого типа, дополненное электронасосом. Такая конструкция обеспечивает снижение расхода масла и повышает экономичность двигателя. В 6КПП применяется сцепление только мокрого типа. Оно требует больше смазывающих веществ.

Основные модели

DQ 250 — шестиступенчатая коробка с мокрым сцеплением. Выдерживает крутящий момент до 350 Нм. Относится к первому поколению DSG и нуждается в регулярном техническом обслуживании — замене масла и фильтров.

DQ 200 — семиступенчатая КПП с сухим сцеплением, рассчитанная на крутящий момент до 250Нм. Не нуждается в регулярном обслуживании. Используется в моделях авто средней мощности.

DSG DQ 500 и DL 501 — семиступенчатые коробки с мокрым сцеплением, выдерживающие крутящий момент до 350 Нм. Задействуются в легковых машинах и микроавтобусах с мощными двигателями.

Преимущества и недостатки

Главная особенность DSG заключается в сокращении времени разгона авто и экономии топлива. Коробка обеспечивает динамическое ускорение, поскольку для переключения передачи ей нужно всего 8 мс. Отсутствует эффект резиновой тяги, как в других моделях АКПП. Автомобили расходуют горючее на 10 % эффективнее, чем машины с механической или простой коробкой. Ездить можно в мануальном режиме, т. е. переключать передачи вручную.

Дополнительное преимущество коробок DSG — в весе, который на 20 % меньше, чем у аналогичных гидромеханических трансмиссий. При правильной эксплуатации оборудование демонстрирует надежность и долговечность.

Есть несколько небольших недостатков:

  • высокая стоимость автомобиля, оснащенного такой трансмиссией;
  • DSG могут выполнить только профильные специалисты;
  • чувствительность к частым температурным перепадам, вследствие чего КПП ломаются чаще механических и автоматических;
  • чрезмерный перегрев селектора;
  • невозможность ремонта системы управления.

Коробки с мокрым сцеплением нуждаются в замене масла через каждые 60 тыс. км пробега. Для заполнения системы потребуется 6,5 л жидкости.

Характерные неисправности

О проблемах в работе DSG свидетельствуют следующие признаки:

  • не включаются некоторые передачи — коробка перескакивает их;
  • в процессе езды слышен гул;
  • переключение скоростей сопровождается ударами;
  • автомобиль вибрирует на старте движения;
  • подтекает трансмиссионное масло.

Ошибки на сканере 21096 P073A, 21097 P073B, 21094 P072C, 21095 P073D указывают на повреждение механических элементов коробки DSG. Чаще всего выходят из строя вилки переключения передач, движение которых осуществляется за счет втулки-подшипника. Компонент не выдерживает сильные нагрузки, когда гидравлика быстро и грубо выполняет переключение.

При повреждении от втулки отделяется внутренняя пластина, которая попадает в масло КПП вместе с продуктами износа. Это приводит к повреждению шестерни. Грязь забивает каналы и датчики, вследствие чего мехатроник перестает нормально контролировать работу оборудования. В случае серьезной поломки из втулки могут вывалиться шарики. Внутри коробки DSG происходит их перемалывание, что приводит к выходу из строя вилок включения первой-второй или шестой задней передачи.

Ошибки P175, 21062, 21184, P176E 21063, 21185 могут указывать на поломку блока сцепления или маховика DSG. Компоненты ломаются под воздействием сильных нагрузок, вследствие резкого разгона авто с места. Возникает пробуксовка колес, из-за которой сцепление тоже не работает. Кроме этого, маховик выходит из строя по причине загрязнения или в результате перегрева. Блок сцепления сильно изнашивается при движении в пробках и езде по трассе с плохим покрытием, когда водитель неправильно дозирует тягу.

В DSG распространены поломки мехатроника — электрогидравлического блока управления коробки. Проблема провоцирует выход из строя электромотора насоса и соленоидов, неполадки с гидроаккумулятором давления, сбои в датчиках и электронных платах, разгерметизацию корпуса и утечку масла. Также выходит из строя дифференциал, когда сателлиты «прикипают» к оси под высокой нагрузкой. Причина неисправности — не самая удачная конструкция узла.

Советы по правильной эксплуатации

Срок службы и надежность работы коробок DSG зависят от стиля езды и корректного использования оборудования. Специалисты рекомендуют бережно относиться к КПП, избегать агрессивного вождения с резкими стартами и пробуксовками. Предостерегают от чип-тюнинга и других доработок, которые повышают крутящий момент мотора до критических значений. Советуют менять масло чаще, чем предлагает производитель. Например, через каждые 40 тыс. км пробега вместо 60 тыс.

В процессе вождения необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • для избегания скатывания на подъеме всегда нужно пользоваться педалью тормоза;
  • при езде на спуске необходимо задействовать типтроник с переходом на пониженную передачу. Движение на нейтралке не допускается;
  • педаль тормоза нельзя долго удерживать или часто нажимать не до конца. Иначе возникнет перегрев системы;
  • селектор переключения передач не должен находиться в положениях P или R во время движения. Это может создать аварийную обстановку;
  • при смене положения рычага КПП нельзя ускоряться;
  • не допускается скатывание машины на нейтральной передаче или с выключенным двигателем;
  • при постановке на парковку сначала глушится мотор. Затем активируется стояночный тормоз, и только после этого включается передача рычагом КПП;
  • нельзя удерживать машину на склоне с помощью подгазовки или полунажатым тормозом.

Двигаясь в пробке, нежелательно постоянно использовать комбинацию тормоз-газ, прижимаясь к впереди стоящему автомобилю. Необходимо выдерживать паузу и соблюдать небольшую дистанцию. Также можно перевести DSG в ручной режим. Передачи станут «длиннее», а электроника не будет часто переключать скорости.

Водители в процессе езды должны соблюдать логическую последовательность. Например, при ускорении не нужно переходить на пониженную передачу, и наоборот. Электроника коробок DSG не понимает таких манипуляций и начинает хаотично переключаться «вперед-назад».

Профессиональный ремонт

При поломке коробок DSG обращайтесь в профильный сервис Transmission System. Мастера СТО специализируются на ремонте и обслуживании АКПП. Знают все особенности и недостатки DSG. Быстро и качественно устраняют поломки любой сложности на основе заводских технологических карт и инструкций с применением современного диагностического оборудования, профессиональных инструментов и оригинальных запчастей.

В процессе ремонта специалисты демонтируют DSG, извлекают ведущий, промежуточный, ведомый валы и снимают шестерни. Проводят диагностику, выявляют изношенные детали и заменяют их на новые. Неполадки с гидроблоком устраняют посредством установки новых соленоидов и уплотнительных элементов. По завершении ремонта собирают и устанавливают коробку на место, затем выполняют диагностику электронных функций. При наличии неполадок оперативно их устраняют, после чего проводят тестовую обкатку автомобиля. На любой ремонт в сервисном центре распространяется гарантия.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист