Содержание статьи:

Гидравлический блок, иначе именуемый клапанной плитой или попросту «мозгами» — основной узел автоматической трансмиссии, отвечающий за процедуру переключения передач. Главной его задачей является организация потока ATF (трансмиссионной жидкости) по всей коробке. Конструкция гидроблока АКПП зависит от типа трансмиссии, но во всех случаях замысловата.

Средний ресурс узла составляет 100–200 тыс. км пробега, поэтому многие автовладельцы никогда не сталкиваются с его проблемами. Однако специфика российских дорог, стиль вождения или отсутствие надлежащего обслуживания могут вывести гидроблок АКПП из строя гораздо раньше.

Эксперты Transmission-system подготовили обзорный материал о клапанных плитах. Поэтапно расскажем о конструкции узла, назначении элементов, характерных неполадках и способах их устранения.

Устройство и принцип работы

Внешне гидроблок АКПП представляет собой металлическую плиту, в состав которой входят:

  • клапаны (соленоиды) — электронные регуляторы потока трансмиссионного масла;
  • датчики, принимающие сигналы от блока управления коробки (ЭБУ);
  • соединяющие каналы, по которым между клапанами проходит ATF.

Электронный блок управления распознает силу нажатия на педаль газа, скорость движения, нагрузку на двигатель и другие параметры работы авто. Полученные данные через датчики передаются электрорегуляторам. Соленоиды гидроплиты могут регулировать давление или перераспределять потоки жидкости. При получении сигнала от ЭБУ определенная группа клапанов открывается или закрывается, пропуская трансмиссионную жидкость по каналам к механическим элементам коробки. Это упрощает и ускоряет активацию нужной передачи.

По сути, гидроблок АКПП заменяет ногу, выжимающую сцепление, и руку водителя, переключающую передачи на «механике». Причем изменение передаточного отношения, в отличие от МКПП, происходит плавно и экономично. В современных пяти- или шестиступенчатых «автоматах» время переключения передач не превышает 0,3 секунды.

Другие функции гидроблока:

  • контроль давления в общей магистрали АКПП;
  • включение/выключение блокировки гидротрансформатора, или ГДТ (преобразователя крутящего момента);
  • гашение повышенного давления, негативно влияющего на плавность изменения передач.

Гидроблок обеспечивает эффективность работы АКПП даже при агрессивном стиле вождения. Однако износ элементов узла неизбежен, даже если вы водите аккуратно и воздерживаетесь от резких ускорений/торможений. Со временем неисправность клапанной плиты осложнит работу трансмиссии или полностью выведет ее из строя.

Неисправности гидроблока АКПП: причины и диагностика

Основная проблема гидроплит — засорение каналов и клапанов грязью. Это абразивные частицы фрикциона блокировки трансформатора, пыль, клеевые смолы, попадающие в масло. Жидкость густеет, затрудняя возврат плунжеров в исходное положение. Следствие — невозможность открытия/закрытия клапанов. Сопровождается рывками и толчками коробки при переключении передач.

Изменение вязкости ATF также приводит к истиранию каналов плиты. Изменяется их геометрия, что повышает риск протечки масла.

Другие неисправности гидроблока АКПП:

  1. Плавление проводки.

Причина — нагрев трансмиссионного масла выше допустимого значения (обычно 115–120 градусов). Вызывает поломку датчиков и блокировку неисправного узла. Следствие — невозможность включения определенной передачи.

  1. Движение на «холодной» коробке.

Езда зимой в активном режиме до того, как прогреется трансмиссия — причина ускоренного износа клапанов. Соленоиды не успевают выполнять команды ЭБУ, что приводит к их механическому истиранию.

  1. Ухудшение качества ATF.

Следствие загрязнения каналов либо отсутствия своевременного ТО.

  1. Некорректная работа маслоприемника.

Приводит к застою и перегреву масла, перекачиваемого насосом. Следствие — снижение эффективности охлаждения коробки.

Неисправности гидроблока АКПП распознаются по ряду признаков:

  • снижение скорости отклика на нажатие педали газа/тормоза;
  • рывки, толчки, пинки, треск при переключении передач;
  • пробуксовка при трогании с места;
  • утечки трансмиссионного масла;
  • индикация ошибок на приборной панели (если их вывод предусмотрен конструкцией авто).

Первичная диагностика клапанной плиты заключается в считывании кодов ошибок. Для этого бортовой компьютер подключают к диагностическому стенду. Однако так лишь выявляют неисправные элементы. Полную информацию о поломке получают после снятия и дефектовки гидроблока АКПП.

Этапы обслуживания и ремонта

После снятия АКПП с автомобиля, компьютерной диагностики, демонтажа и вскрытия гидроблока его промывают. Затем проверяют состояние клапанов. В случае загрязнения их чистят щеткой с жестким ворсом и специальными аэрозолями. Аналогично проверяются пластины, золотники, пружины, каналы, другие элементы гидроблока. Не подлежащие восстановлению детали заменяются.

Наибольшую сложность при ремонте гидроблока АКПП представляет его демонтаж и обратная установка. Велик риск выпадения отдельных комплектующих, что в будущем затруднит сборку. Также предстоит запомнить схему расположения болтов и затянуть их с усилием, прописанным в мануале по АКПП. После сборки требуется калибровка узла. По этой причине многие автосервисы не берутся за ремонт гидроблоков, преподнося замену плиты как единственное решение проблемы.

Центр Transmission-system предлагает альтернативу. Мы выполним бесплатную диагностику гидроблока АКПП и отремонтируем агрегат в течение 4 дней, если можно обойтись без замены узла.

Услуги сервисного центра

Мы специализируемся на обслуживании вариаторов, автоматических и роботизированных коробок передач. В вашем присутствии проведем разборку, диагностику, дефектовку гидроблока АКПП, выявим детали, подлежащие замене, и назовем точную стоимость работ. По желанию клиента подберем б/у запчасти, чтобы свести затраты на обслуживание к минимуму.

Наша задача — обеспечить исправную работу АКПП вашего авто. Мы глубоко погружены в тему, потому обеспечиваем безупречное качество обслуживания и предоставляем двухлетнюю гарантию на обновленный гидроблок.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист