Содержание статьи:

Автомобили с вариатором до недавнего времени были диковинкой не только в нашей, но и в большинстве других стран мира. Несмотря на то, что первые машины с подобной коробкой передач были выпущены еще в 50-х годах прошлого века, очень долго они не получали широкого распространения. Дело в том, что автопроизводители не могли до конца решить некоторые технические сложности. Но со временем все препятствия были устранены, и сейчас вариаторные трансмиссии переживают настоящий расцвет. Их устанавливают на транспортные средства самых разных классов и назначения.

В этой статье мы подробно расскажем об особенностях конструкции и принципе работы вариатора автомобилей. Также коснемся преимуществ и недостатков данных агрегатов, вопросов их правильной эксплуатации.

Особенности вариаторов

В англоязычной терминологии этот тип трансмиссии называется Continuously Variable Transmission (сокращенно — CVT). Если перевести название, становится понятен основной принцип действия вариатора — бесступенчатая работа.

Большинство автовладельцев привыкли, что переключение передач осуществляется дискретно, то есть ступенчато. В обычной «механике» таких передач чаще всего 5 или 6. «Автоматы» с гидравлическими трансформаторами и гидромуфтами могут быть 4-9-ступенчатыми. В этом заключается главный недостаток классических коробок — ограниченность количества ступеней. Из-за этого разгон автомобиля при переходе с одной передачи на другую сопровождается кратковременной потерей мощности и рывками.

Принцип работы вариатора кардинально отличается от других трансмиссий. В нем передаточное число изменяется плавно, поэтому автомобиль ускоряется без рывков и разрыва потока мощности. Машины с вариаторными КПП по своему поведению чем-то похожи на электромобили — их трансмиссия тоже работает бесшумно и с равномерным набором скорости.

Вариатор обеспечивает более точную передачу крутящего момента от двигателя к колесам. Мотор и трансмиссия очень четко реагируют на нажатие педали газа, поэтому управлять машиной с CVT — одно удовольствие. Особенно популярны бесступенчатые коробки у начинающих водителей, поскольку с данным устройством исключены такие типичные ошибки новичков, как резко брошенная педаль сцепления, заглохший двигатель, слишком позднее или слишком раннее переключение передач.

Как работает вариатор

Вариаторная трансмиссия состоит из ведущего и ведомого шкивов. Первый непосредственно связан с двигателем, а второй — с ведущими колесами. Вращение от ведущего шкива на ведомый передается с помощью цепного или ременного привода. На каждом валу имеется пара конических дисков, которые способны сдвигаться и раздвигаться. В результате изменяется диаметр шкивов и обеспечивается плавное изменение передаточного числа. Рассмотрим работу устройства на конкретном примере:

  1. Автомобиль начинает движение. На этом этапе конусы ведущего шкива разводятся, а ведомого — сводятся. Обеспечивается максимальное передаточное число и повышенный крутящий момент для уверенного старта.
  2. Авто разгоняется. По мере увеличения скорости конусы ведущего шкива постепенно сводятся, а ведомого — разводятся. В результате передаточное число уменьшается, крутящий момент падает, а частота вращения колес увеличивается. Регулировка конусов осуществляется с помощью пружины и центробежной силы, которая создается гидравлическим приводом.

Сейчас мы рассмотрели упрощенную конструкцию и алгоритм работы вариатора. На самом деле данная коробка состоит из большого числа механизмов, без которых ее полноценное функционирование невозможно. Например, она не в состоянии сама обеспечить движение автомобиля задним ходом. Для этих целей трансмиссия оснащена планетарным редуктором. Также в конструкции предусмотрено автоматическое сцепление. Оно бывает центробежным, многодисковым, электромагнитным и гидротрансформаторным. Сцепление отвечает за плавную передачу крутящего момента для комфортного ускорения и продления срока службы коробки передач.

Чтобы современные вариаторы работали с требуемой эффективностью, ими управляет мощная автоматика. Агрегаты оснащаются системой датчиков, которые считывают информацию о всевозможных рабочих параметрах устройства. Данные поступают в электронный блок управления, где обрабатываются и анализируются. Автоматика в непрерывном режиме отслеживает состояние КПП и изменяет режим ее работы при необходимости.

Правильная эксплуатация вариатора

Многие автовладельцы считают коробку вариатор довольно проблемным агрегатом. Особенно если речь идет об автомобилях с большими пробегами, чьи владельцы предпочитают активный стиль вождения. В некотором смысле подобное мнение оправдано. Вариатор имеет довольно сложную конструкцию, чувствителен к неправильной эксплуатации и несвоевременному обслуживанию. Но при соблюдении простых рекомендаций и бережном отношении к автомобилю в целом (например, использовании расходных материалов, соответствующих спецификациям автопроизводителя), сбои в работе CVT возникают ненамного чаще, чем у классических АКПП с гидротрансформатором или «механики».

Чтобы вариаторная коробка служила долго и исправно, следует соблюдать несколько основных правил:

  • воздерживаться от резких нагрузок. Постоянные экстремальные ускорения и торможения транспорта приводят к достаточно быстрому износу деталей вариатора;
  • прогревать трансмиссию. Чтобы не допустить масляного «голодания» и износа подшипников и других трущихся элементов, после начала движения пару километров не следует резко менять скорость;
  • избегать бездорожья. Вариаторы плохо себя чувствуют на неровностях, впадинах и других участках, характерных для пересеченной местности;
  • не допускать буксировки. Автомобиль с вариатором не рекомендуется тянуть с помощью других транспортных средств. Это может привести к серьезной поломке агрегата;
  • не транспортировать прицепы. Буксировка прицепов или других авто вызывает очень быстрый выход из строя даже самых износостойких подшипников.

Если вы все же столкнулись с проблемами в работе вариатора, то нужно как можно скорее обратиться к опытным мастерам. Желательно, чтобы они специализировались именно на этом типе КПП и хорошо разбирались в устройствах различных производителей. Такие специалисты быстро найдут причину поломки и предложат наилучшие пути ее устранения.

Компетентных мастеров по вариаторам вы найдете в сервисе Transmission System. Они досконально знают устройство и принцип работы данных коробок, используют профессиональный инструмент и оборудование для диагностики и ремонта.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист