Современные автоматические коробки не уступают по сложности двигателям, что предъявляет исключительно высокие требования к качеству обслуживания. АКПП насыщены не только механикой и гидравликой, но и электроникой, чувствительной к вибрации, высокой температуре и влажности. Неисправности автомата могут проявляться множеством способов. Мы рассмотрим проблему, с которой рано или поздно сталкиваются почти все владельцы машин с большим пробегом, оснащенных АКПП – стук при переключении передач.
Введение: устройство

Чтобы лучше понять причины аномального поведения коробок, рассмотрим принцип работы и устройство простейшего автомата с гидротрансформатором.
АКПП состоит из планетарной коробки передач, сочлененной с гидротрансформатором, состоящим из пары лопастных механизмов: центробежного насоса и центростремительной турбины. Между устройствами находится реактор, выполняющий направляющую функцию. Насосное колесо жестко соединено с коленвалом мотора, а турбинное – с валом АКПП. Реактор может работать в двух режимах: свободно вращаться и блокироваться с помощью обгонной муфты.
Главное конструктивное отличие АКПП от «механики» – вращающий момент от двигателя передается не через систему валов и шестерней, а гидравлической жидкостью (маслом). Чтобы обеспечить нормальную работу коробки, между насосным колесом и турбиной имеются минимальные зазоры. Форма турбинных лопаток подобрана таким образом, чтобы сформировать непрерывно циркулирующий внутри АКПП круг масла. Отсутствие жесткой связи мотора и трансмиссии дает возможность плавно передавать тяговое усилие, а также останавливать автомобиль с включенной передачей при работающем двигателе.

Поломки, вызывающие стук
Напомним, что АКПП – не единственный узел, поломки которого могут сопровождаться стуком, щелчками и другими необычными звуками. Иногда похожие симптомы наблюдаются при проблемах с ходовой частью – главным образом, ШРУСами и поворотными кулаками. Изредка стук, наводящий на подозрения о проблемах с АКПП, издают неисправные рулевые тяги. В последнем случае симптом проявляется при начале движения с вывернутым рулем. Наконец, стук может провоцироваться изношенными подушками двигателя. Чтобы избежать избыточной диагностики, наши мастера всегда в подробностях расспрашивают клиентов о проблеме.
Типичные причины, по которым из АКПП может доноситься стук:
- слишком низкий или высокий уровень масла в коробке передач. Чтобы избежать проблем, рекомендуется регулярно контролировать количество гидравлической жидкости. Замер обычно выполняют «на горячую», установив автомобиль на ровную площадку. Подробную инструкцию для конкретной модели вы найдете в сервисном мануале;
- неисправность соленоидов или регулятора давления. Как правило, стук АКПП при переключении передач появляется, когда узлы загрязняются продуктами износа фрикционов и отложениями. Результат – «зависание» соленоидов в определенном положении, что может сопровождаться посторонними звуками, ударами, рывками, пропуском скоростей;
- сбои в работе исполнительных механизмов и электронного блока управления. Стук при переключении передач может вызываться сбоями в электронике АКПП – в том числе, программными ошибками. Неисправности ЭБУ нередко являются «мерцающими» и поэтому трудны в обнаружении. В отдельных случаях причина стука АКПП связана с обрывом или коррозией проводки.
- механические повреждения – как вследствие аварий, так и критического износа. В некоторых случаях стучать, гудеть и скрежетать может не коробка переключения передач, а дифференциал. Типичные причины – износ подшипников, ведущей и ведомой шестерни, заклинивание либо избыточный люфт пальца сателлитов.
Большинство причин, вызывающих стук и невозможность переключить передачи, требуют демонтажа АКПП с разборкой. Все детали и узлы тщательно осматриваются на предмет механических повреждений, следов перегрева, сильного износа. Как правило, при любом ремонте АКПП из-за стука, независимо от причины, проводится техническое обслуживание.

Профессиональное восстановление АКПП
В сервисе Transmission-System работают одни из лучших в Москве специалистов по автоматическим трансмиссиям производства ZF, Jatco, Aisin, Eaton, GM и других брендов. Наши мастера располагают всеми навыками, необходимыми, чтобы быстро и точно выявить причину стука в АКПП и проблем с переключением передач. В распоряжении сервисного центра – высокоточные тестовые стенды, при помощи которых имитируется работа коробки в реальных условиях.
Причины поручить поиск причин стука в АКПП нам:
- узкая специализация, позволяющая сотрудникам сервиса досконально изучить особенности современных автоматических трансмиссиях;
- работа со всеми типами АКПП – включая классические гидротрансформаторные, роботизированные, DSG и с бесступенчатым переключением передач (вариаторы);
- прекрасное оснащение: от профессионального ручного инструмента, кранов и домкратов большой грузоподъемности до сложной диагностической аппаратуры, используемой дилерами;
- тщательная диагностика после ремонта – прежде чем отчитаться клиенту о работе, наш специалисты протестируют АКПП во всех рабочих режимах и убедятся, что стук и другие проблемы устранены;
- постоянное наличие любых запчастей и расходных материалов как для новых, так и для снятых с производства агрегатов;
- гарантия на отремонтированные коробки переключения передач: два года или 40 тысяч километров.
Чтобы избежать недоразумений, мы всегда согласовываем сроки и стоимость перед началом ремонта. Когда это возможно, сервис Transmission-System предлагает несколько вариантов решения проблемы стука АКПП, позволяя клиенту выбрать лучший по соотношению качества и цены.
Похожие статьи

Современные автоматические коробки передач — сложные устройства, работа которых контролируется электронными системами управления. Как и любые другие механизмы, АКПП периодически выходят из строя. Ремонт оборудования трудоемкий и дорогостоящий. Чтобы избежать частого восстановления, нужно соблюдать простые рекомендации, которые помогут продлить срок службы трансмиссии.

Контрактные коробки переключения передач — это бывшие в употреблении агрегаты, которые поступают с автомобильных разборок из Японии, США, Южной Кореи, стран Евросоюза и других развитых авторынков. После таможенной очистки изделия идут на продажу в России. Как правило, контрактные коробки отличаются от обычных АКПП б/у, снятых с автомобилей в РФ, лучшим состоянием.

Более половины новых машин, продаваемых на российском рынке, оснащены автоматическими трансмиссиями. При этом львиную долю АКПП производит всего несколько компаний. Некоторые модели отличаются высокой надежностью, делают управление транспортным средством удобным и комфортным. Другие буксуют, дергаются и тормозят при переключениях. После ремонта в оборудовании возникают другие проблемы, вождение становится небезопасным. Поэтому перед покупкой авто всегда нужно учитывать модель трансмиссии, ее рейтинг и как она будет себя вести в эксплуатации.