АКПП обеспечивает удобное и комфортное переключение скоростей. Педаль сцепления отсутствует, автоматика выполняет большинство операций самостоятельно. Кроме движения вперед и заднего хода в автоматической коробке передач существуют и другие режимы работы, которые включаются водителем или активируются в определенных ситуациях.
Основные режимы работы АКПП

В любой автоматической коробке передач предусмотрено 4 обязательных режима работы:
- D (Drive) – основной режим для движения вперед. АКПП выполняет последовательное переключение скоростей и поддерживает несколько диапазонов.
- 2. N (Neutral) – нейтральный режим, при котором все элементы управления выключаются.
- 3. Р (Park) – режим паркинга. Используется при продолжительной стоянке транспортного средства. В таком положении все элементы управления АКПП отключены. Блокируется выходной вал, препятствующий движению автомобиля.
- 4. R (Reverse) – режим заднего хода.
Drive
В машинах с 4-5-ступенчатыми коробками передач предусмотрено несколько положений движения вперед. D3 – первые три передачи для режима активной езды по городу, где частые остановки неизбежны. Отключается при выключении зажигания. Торможение двигателем в этом режиме невозможно. D2 – первые две передачи. Используется на скорости до 50 км/ч при движении по извилистым, грунтовым, скользким и заснеженным дорогам.
D1 (L или Low) – только первая передача. Применяется на скорости до 25 км/ч. Режим нельзя включать на большой скорости, иначе случится занос. Он используется как экстренный вариант в условиях движения, аналогичных положению D2. Позволяет водителю задействовать торможение двигателем.
ОD – положение включения крайней передачи в АКПП. Переключаться в такой режим можно поле набора скорости до 75-110 км/ч. Повышенная передача сокращает расход топлива при движении по магистралям и автострадам.
Перевод между положениями «D1», «D2», «D3» и «OD» производится во время движения транспортного средства.
Neutral
При переходе АКПП на нейтральное положение мотор прекращает передавать крутящий момент колесам и работает вхолостую. Поэтому режим не рекомендуется включать в процессе движения. Нейтральное положение используется для запуска двигателя, при буксировке машины эвакуатором на небольшие расстояния и непродолжительных остановках.
Parking
С этого положения АКПП выполняется запуск двигателя. Режим включается после полной остановки авто и используется при длительной стоянке, блокируя выходной вал коробки. На ровных участках этого вполне хватает для надежной фиксации. В случае остановки на уклоне, вместе с «паркингом» необходимо активировать и стояночный тормоз. Тем самым снимается дополнительная нагрузка с механизма блокировки вала АКПП.
Reverse
Режим АКПП заднего хода также включается после полной остановки транспортного средства при выжатой педали тормоза. Попытка активировать положение во время движения вперед приводит к поломке коробки и других элементов трансмиссии, а также к заклиниванию двигателя. Запуск мотора невозможен, если рычаг переключения находится в этом положении.
Дополнительные режимы работы АКПП
В автоматических коробках многих современных автомобилей предусмотрено несколько вспомогательных режимов:
- N (Normal) – используется в обычных условиях движения;
- E (Economical) – обеспечивает плавную, спокойную езду и экономию топлива;
- S (Sport) – переход на этот режим АКПП позволяет использовать мощность двигателя по максимуму для более быстрого разгона;
- W (Winter) – задействуется в начале движения по скользкой поверхности, автомобиль трогается со второй или третьей передачи.
Активация вспомогательных режимов, как правило, осуществляется посредством переключателя и нажатием специальных кнопок, которые находятся на приборной панели или рядом с коробкой.
Как пользоваться АКПП

Основа правильной эксплуатации всеми режимами автоматической коробки – избегание резких ускорений, торможений и крутых виражей, поскольку это приводит к увеличению расстояний между фрикционными дисками, а в дальнейшем и в дифференциале. В результате машина начинает дергаться при каждом переключении передачи. Некоторые автомагистры советуют периодически «давать отдышку» АКПП. Например, при переводе коробки в положение «R» на парковке можно позволить авто несколько секунд катиться на холостых оборотах, после чего надавливать на педаль газа.
Большинство неисправностей в АКПП случается в зимний период, поскольку низкие температуры и частые пробуксовки на льду негативно влияют на ресурс трансмиссии. Чтобы избежать дополнительных проблем, необходимо регулярно проверять состояние трансмиссионного масла вместе с другими смазками. Перед началом движения на морозе нужно прогревать двигатель и АКПП вместе с трансмиссией.
Вне зависимости от времени года категорически запрещается нагружать непрогретую коробку даже при плюсовой температуре. Желательно избегать резкого набора оборотов при езде на дорогах с плохим покрытием – АКПП плохо переносит бездорожье. Не рекомендуется перегружать классический автомат буксировкой прицепа или другого транспортного средства.
Кроме этого нельзя заводить машину с автоматической коробкой «с толкача» и всегда следует помнить о правильном переключении режимов АКПП. Например, в положении «N» можно оставаться, только удерживая педаль тормоза, глушить двигатель необходимо в режиме «P», нельзя переводить АКПП на позиции «Р» или «R» во время движения.
Услуги профильной СТО
При поломке АКПП, нарушении режимов работы и появлении других проблем в трансмиссии обращайтесь в сервисный центр Transmission System. Мастера СТО специализируются на ремонте и обслуживании автоматических коробок передач всех типов. Устраняют поломки любой сложности на основе заводских технологических карт и инструкций, с задействованием современного диагностического оборудования и профессиональных инструментов. Детали, которые невозможно отремонтировать, меняют на оригинальные запчасти. На любые услуги в сервисе распространяется гарантия.
Похожие статьи

Современные автомобили с автоматической трансмиссией, вопреки распространенным убеждениям, являются достаточно надежными и при должном уходе не доставляют своим владельцам серьезных хлопот...

Трансмиссионная жидкость в АКПП выполняет одновременно смазывающие, охлаждающие и моющие функции, а также является гидравлическим прессом, который оказывает давление на фрикционные пакеты для передачи крутящего момента. Появление пены (мелких пузырьков) свидетельствует об утрате всех или некоторых заявленных эксплуатационных характеристик.

Присадки в АКПП продлевают срок эксплуатации трансмиссионной жидкости. Позволяют снизить шум от работы коробки, избавиться от толчков и пинков при переключении передач, а также очистить поверхность внутренних механизмов.