Содержание статьи:

АКПП обеспечивает удобное и комфортное переключение скоростей. Педаль сцепления отсутствует, автоматика выполняет большинство операций самостоятельно. Кроме движения вперед и заднего хода в автоматической коробке передач существуют и другие режимы работы, которые включаются водителем или активируются в определенных ситуациях.

Основные режимы работы АКПП

В любой автоматической коробке передач предусмотрено 4 обязательных режима работы:

  1. D (Drive) – основной режим для движения вперед. АКПП выполняет последовательное переключение скоростей и поддерживает несколько диапазонов.
  2. 2. N (Neutral) – нейтральный режим, при котором все элементы управления выключаются.
  3. 3. Р (Park) – режим паркинга. Используется при продолжительной стоянке транспортного средства. В таком положении все элементы управления АКПП отключены. Блокируется выходной вал, препятствующий движению автомобиля.
  4. 4. R (Reverse) – режим заднего хода.

Drive

В машинах с 4-5-ступенчатыми коробками передач предусмотрено несколько положений движения вперед. D3 – первые три передачи для режима активной езды по городу, где частые остановки неизбежны. Отключается при выключении зажигания. Торможение двигателем в этом режиме невозможно. D2 – первые две передачи. Используется на скорости до 50 км/ч при движении по извилистым, грунтовым, скользким и заснеженным дорогам.

D1 (L или Low) – только первая передача. Применяется на скорости до 25 км/ч. Режим нельзя включать на большой скорости, иначе случится занос. Он используется как экстренный вариант в условиях движения, аналогичных положению D2. Позволяет водителю задействовать торможение двигателем.

ОD – положение включения крайней передачи в АКПП. Переключаться в такой режим можно поле набора скорости до 75-110 км/ч. Повышенная передача сокращает расход топлива при движении по магистралям и автострадам.

Перевод между положениями «D1», «D2», «D3» и «OD» производится во время движения транспортного средства.

Neutral

При переходе АКПП на нейтральное положение мотор прекращает передавать крутящий момент колесам и работает вхолостую. Поэтому режим не рекомендуется включать в процессе движения. Нейтральное положение используется для запуска двигателя, при буксировке машины эвакуатором на небольшие расстояния и непродолжительных остановках.

Parking

С этого положения АКПП выполняется запуск двигателя. Режим включается после полной остановки авто и используется при длительной стоянке, блокируя выходной вал коробки. На ровных участках этого вполне хватает для надежной фиксации. В случае остановки на уклоне, вместе с «паркингом» необходимо активировать и стояночный тормоз. Тем самым снимается дополнительная нагрузка с механизма блокировки вала АКПП.

Reverse

Режим АКПП заднего хода также включается после полной остановки транспортного средства при выжатой педали тормоза. Попытка активировать положение во время движения вперед приводит к поломке коробки и других элементов трансмиссии, а также к заклиниванию двигателя. Запуск мотора невозможен, если рычаг переключения находится в этом положении.

Дополнительные режимы работы АКПП

В автоматических коробках многих современных автомобилей предусмотрено несколько вспомогательных режимов:

  • N (Normal) – используется в обычных условиях движения;
  • E (Economical) – обеспечивает плавную, спокойную езду и экономию топлива;
  • S (Sport) – переход на этот режим АКПП позволяет использовать мощность двигателя по максимуму для более быстрого разгона;
  • W (Winter) – задействуется в начале движения по скользкой поверхности, автомобиль трогается со второй или третьей передачи.

Активация вспомогательных режимов, как правило, осуществляется посредством переключателя и нажатием специальных кнопок, которые находятся на приборной панели или рядом с коробкой.

Как пользоваться АКПП

Основа правильной эксплуатации всеми режимами автоматической коробки – избегание резких ускорений, торможений и крутых виражей, поскольку это приводит к увеличению расстояний между фрикционными дисками, а в дальнейшем и в дифференциале. В результате машина начинает дергаться при каждом переключении передачи. Некоторые автомагистры советуют периодически «давать отдышку» АКПП. Например, при переводе коробки в положение «R» на парковке можно позволить авто несколько секунд катиться на холостых оборотах, после чего надавливать на педаль газа.

Большинство неисправностей в АКПП случается в зимний период, поскольку низкие температуры и частые пробуксовки на льду негативно влияют на ресурс трансмиссии. Чтобы избежать дополнительных проблем, необходимо регулярно проверять состояние трансмиссионного масла вместе с другими смазками. Перед началом движения на морозе нужно прогревать двигатель и АКПП вместе с трансмиссией.

Вне зависимости от времени года категорически запрещается нагружать непрогретую коробку даже при плюсовой температуре. Желательно избегать резкого набора оборотов при езде на дорогах с плохим покрытием – АКПП плохо переносит бездорожье. Не рекомендуется перегружать классический автомат буксировкой прицепа или другого транспортного средства.

Кроме этого нельзя заводить машину с автоматической коробкой «с толкача» и всегда следует помнить о правильном переключении режимов АКПП. Например, в положении «N» можно оставаться, только удерживая педаль тормоза, глушить двигатель необходимо в режиме «P», нельзя переводить АКПП на позиции «Р» или «R» во время движения.

Услуги профильной СТО

При поломке АКПП, нарушении режимов работы и появлении других проблем в трансмиссии обращайтесь в сервисный центр Transmission System. Мастера СТО специализируются на ремонте и обслуживании автоматических коробок передач всех типов. Устраняют поломки любой сложности на основе заводских технологических карт и инструкций, с задействованием современного диагностического оборудования и профессиональных инструментов. Детали, которые невозможно отремонтировать, меняют на оригинальные запчасти. На любые услуги в сервисе распространяется гарантия.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист