Содержание статьи:

Масляный насос АКПП создает и поддерживает постоянное давление жидкости ATF в системе смазки. Располагается внутри корпуса коробки скоростей. Обеспечивает промывку и охлаждение гидротрансформатора, а также подачу трансмиссионной жидкости к элементам переключения передач. Привод устройства осуществляется посредством зубчатой шестерни, которая находится на коленчатом валу двигателя автомобиля.

Устройство и принцип действия

Масляный насос АКПП состоит из следующих компонентов:

  • корпуса;
  • вала;
  • ведущей и ведомой шестерен;
  • смазывающего и предохранительного клапанов;
  • маслозаборника с фильтром грубой очистки;
  • всасывающей и нагнетающей магистралей;
  • делителя;
  • уплотнительных прокладок.

В работе механизма реализован принцип непрерывности подачи масла с производительностью, определяемой частотой вращения коленчатого вала. Передаточное число привода и геометрия нагнетания подбираются так, чтобы обеспечить минимально необходимое давление в системе в худших условиях эксплуатации. То есть при самом жидком масле в нагретом состоянии и максимально допустимом расходе для конкретной трансмиссии.

Разновидности

В автоматических коробках передач используются шестеренчатые, кулачковые (трохоидные) и лопастные масляные насосы. Конструкция первого устройства включает две зубчатые шестерни, смонтированные в специальном кожухе. Ведущим органом выступает приводная шестеренка. Ее работу регулирует другой компонент аналогичного типа, запрессованный на коленчатом валу мотора. При включении приводного механизма шестерни в момент контакта забирают масло и перенаправляют в гидросистему КПП. Принцип работы насоса основан на зонах высокого и низкого давления. Они возникают между зубьями деталей, что способствует непрерывной циркуляции трансмиссионной жидкости.

Принцип работы трохоидного насоса аналогичный, только вместо зубьев здесь размещаются выступы овальной формы — кулачки. Их профили разработаны так, чтобы исключить присутствие делителя. Внутренняя приводная шестерня сцепляется с наружным ротором, и механизм приводится в движение. В момент контакта между овальными выступами и прорезями формируется полость высокого давления. При последующем движении, когда впадины выходят из зацепления, увеличивается размер пазухи и появляется зона разряжения. Последовательная смена этих циклов обеспечивает перекачку масла из поддона в гидросистему трансмиссии.

Лопастной насос имеет алюминиевый корпус, внутри которого находится цилиндрическая рабочая камера. В центре установлен ротор с лопатками, оборудованный радиальными прорезями, в зацепление с которыми входят лопасти устройства. Привод насоса выполняется через гидротрансформатор от шестерни коленчатого вала. При вращении ротора возникает центробежная сила, которая воздействует на лопатки, притягивая их к прорезям или отбрасывая к стенкам цилиндра. В результате между лопастями и впадинами вала образуются зоны повышенного и пониженного давления. Захват трансмиссионного масла происходит в момент, когда ротор располагается на некотором отдалении от стенок цилиндра, где формируется область разряжения. При перемещении лопаток к стенкам кожуха полость уменьшается, а давление возрастает, из-за чего жидкость выталкивается в магистральные каналы гидросистемы.

Распространенные поломки

Маслонасос АКПП подвергается интенсивным механическим нагрузкам в процессе эксплуатации автомобиля. На техническое состояние узла влияют начало хода, резкая смена режима езды и другие факторы. В результате механизм быстрее изнашивается, что приводит к следующим неисправностям:

  • загрязнению каналов смазки;
  • износу уплотнительных колец на приводном штоке устройства:
  • чрезмерной выработке на внутренних стенках корпуса;
  • поломке перепускного клапана;
  • сколу и износу зубьев ведомой или ведущей шестерни.

Современные АКПП оснащаются аварийными датчиками, которые сигнализируют о появлении проблем. Они срабатывают при снижении уровня масла в картере, поломке приборов, контролирующих уровень давления, засорении фильтра или насоса в целом, выходе из строя смазочного или предохранительного клапана.

Основная причина выхода из строя маслонасоса — использование некондиционной смазки. Заливка в систему трансмиссионной жидкости, не предусмотренной производителем транспортного средства, провоцирует преждевременный износ деталей, нагар в каналах гидросистемы, падение давления масла в КПП.

Вторая причина — неправильное или несвоевременное техническое обслуживание, то есть отступление от межсервисного интервала или некачественное выполнение работ, прописанных в техпаспорте.

К поломкам также приводит неправильная эксплуатация авто зимой. В частности, начало движения без достаточного прогрева трансмиссионной жидкости. В условиях низких температур масло не успевает создавать защитную пленку нужной толщины на поверхности трущихся деталей. В результате происходит повышенный износ компонентов, на поверхности которых появляются раковины, сколы, трещины и задиры.

Последовательное давление на втулку насоса в процессе эксплуатации автомобиля также приводит к постепенному износу детали. После того как проблема становится ощутимой, ведущая шестерня повреждает делитель всасывающего узла. Внутрь системы попадают пыль, металлические частицы и другие отслоения от деталей, которые загрязняют механизмы охлаждения и управления.

При постоянном давлении на зубчатый механизм последний воздействует на корпус, что приводит к подрезанию краев делителя. В совокупности с износом втулки это способствует перегреву насоса, снижению давления в системе и нарушениям в передаче крутящего момента.

Признаками неисправности механизма являются ухудшение набора скорости, сложности при включении определенных передач, появление посторонних шумов, снижение давления масла или увеличение расхода жидкости. При обнаружении первых симптомов поломки нужно заняться ремонтом насоса АКПП или провести замену компонента на новый. Игнорирование проблемы может привести:

  • к выходу из строя турбинного или реакторного колеса гидротрансформатора;
  • перегреву электронного блока управления трансмиссии;
  • повреждению гидравлических магистралей;
  • поломке шестерней планетарного ряда передач;
  • быстрому износу других деталей КПП.

Выявить неполадки и причины их возникновения можно с помощью диагностики. Проверка подразумевает полную разборку насоса и оценку состояния всех компонентов.

Как увеличить эксплуатационный ресурс маслонасоса

Для минимизации вероятности поломок, а также продления срока эксплуатации масляного насоса необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • использовать масло, которое указывает производитель АКПП;
  • менять трансмиссионную жидкость в соответствии с заводским регламентом, но не реже 40–60 тыс. км пробега;
  • не допускать масляного голодания, контролировать уровень вещества в коробке передач;
  • проводить профилактическое обслуживание КПП каждые полгода;
  • в зимнее время качественно прогревать трансмиссию перед любыми поездками;
  • избегать сильных нагрузок на машину, включая агрессивную езду.

Особенности ремонта

Маслонасос расположен внутри КПП между гидротрансформатором и механизмом переключения передач. Для ремонта его нужно снять. Есть два варианта в зависимости от модели автоматической трансмиссии. В первом случае коробка полностью снимается и разбирается. Во втором — демонтаж АКПП не требуется, для снятия насоса достаточно открутить болты, соединяющие часть корпуса с кожухом гидротрансформатора.

Изношенные сальники, пружины, прокладки верхней крышки и другие расходники меняются на новые комплектующие. При наличии царапин и механических повреждений на корпусе насоса проводится обработка поверхности на фрезерном станке с числовым управлением. Изношенные отверстия под втулки развертываются на увеличенный размер, а сильно поврежденные компоненты заменяются на новые. Гнезда под шестерни восстанавливаются наплавкой электродами с предварительным прогревом деталей.

Коробление плоскости прилегания крышки насоса также устраняется посредством фрезерования. Поверхность гнезда предохранительного клапана зачищается зенковкой, после чего компонент притирается к гнезду. Неисправный шариковый клапан меняется на новый. Компонент насаживается в гнездо ударами молотка через наставку для улучшения прилегаемости.

Валик ведущей шестерни восстанавливают посредством наращивания плазменной наплавкой, хромированием или газотермическим напылением с дальнейшей обработкой под нужный размер. Поврежденные шлицы наплавляют и фрезеруют. Шпоночные пазы обрабатывают электродом.

Шестерни выбраковывают при поломке зубьев или износе по высоте и толщине. Торцевые основания этих же компонентов шлифуют или притирают на плите при незначительных деформациях. При износе по высоте уменьшают глубину гнезд в корпусе до нужного размера посредством шлифования плоскости крышки.

При поломке рабочего вала, ведомой и ведущей шестерни потребуется замена масляного насоса. Восстановление или подбор аналогичных деталей, как правило, не приводит к положительному результату, а может и спровоцировать дополнительные проблемы.

Новый механизм устанавливается в следующем порядке:

  1. Прогрев двигателя и КПП автомобиля до 70 градусов.
  2. Слив трансмиссионного масла.
  3. Раскрутка поддона, демонтаж фильтра с гидроблоком.
  4. Отсоединение всех проводов и датчиков от АКПП.
  5. Отключение коробки передач от двигателя.
  6. Демонтаж трансмиссии.
  7. Разборка КПП по запчастям.
  8. Разрезание гидротрансформатора пополам.
  9. Демонтаж старого насоса и установка нового.
  10. Сборка механизма в обратном порядке.
  11. Установка коробки передач в машину.

Параллельно с основной работой промывается гидроплита и меняется масляный фильтр. По завершении заливается новая трансмиссионная жидкость и проверяется ее уровень.

Услуги Transmission System

Наш профильный сервисный центр в Москве специализируется на обслуживании АКПП любого типа. Занимаемся восстановлением, заменой и настройкой отдельных деталей системы. Ремонтируют насосы и другие узлы КПП опытные мастера с использованием современного диагностического оборудования и профессиональных инструментов.

Специалисты точно определяют виды поломок и оперативно их устраняют. В большинстве случаев работы по восстановлению или замене маслонасоса проводятся в течение одного дня. После сборки КПП мастера обкатывают и испытывают механизм на специальных стендах. Дают консультации по правилам эксплуатации и обслуживанию оборудования.

Обращайтесь, профессиональный ремонт обеспечит продолжительный срок службы масляного насоса и трансмиссии в целом, а также комфортное и безопасное управление автомобилем.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист