Содержание статьи:

Многие автолюбители знают, что правила буксировки на механической коробке передач и на автомате отличаются. Однако нюансы этой процедуры известны далеко не всем. В экстренной ситуации владельцы авто с АКПП часто теряются и не знают, можно ли буксировать неисправную машину или брать другое транспортное средство на прицеп.

Буксировка авто с АКПП в целом допускается, но не для всех моделей. При этом нужно соблюдать предельную осторожность из-за особенностей коробок передач. Механические трансмиссии устроены так, что могут полностью «отсоединяться» от двигателя, находясь на «нейтрали». Подшипники и шестерни МКПП смазываются методом разбрызгивания и погружения. Поэтому валы в КПП могут крутиться вхолостую без серьезных последствий для оборудования, и буксировка автомобиля трансмиссии не повредит.

АКПП имеют более сложную конструкцию и включают ряд дополнительных механизмов. В трансмиссии предусмотрена гидросистема, которая одновременно управляет переключением скоростей, охлаждает узел и обеспечивает смазку трущихся поверхностей. В контуре используется отдельный масляный насос, работающий от двигателя. При выключенном моторе в гидросистеме падает давление, из-за чего механизмы узла нормально не смазываются. При буксировке машины на короткое расстояние это не создает больших проблем. Но при длительной езде с выключенным двигателем в трансмиссии возникает масляное голодание, что приводит к интенсивному износу деталей.

Основные правила буксировки

Автоматические трансмиссии в разных моделях автомобилей существенно отличаются, поэтому возможность буксировки конкретного транспортного средства нужно уточнить в инструкции по эксплуатации. В технической документации также можно найти информацию о максимальном расстоянии и предельной скорости движения. У разных производителей эти параметры отличаются. Встречается и запрет на перевозку, но не часто. В основном это касается полноприводных внедорожников. Для доставки такой машины в ремонт нужно вызывать эвакуатор.

Кроме рекомендаций производителя, существуют общие правила буксировки, которые распространяются на большинство авто, оснащенных АКПП. Водителю необходимо:

  1. Ограничить скорость и расстояние — автоэксперты рекомендуют транспортировать автомобиль на скорости не более 40 км/ч и на расстояние до 50 км.
  2. Установить режим селектора — активируется нейтральное положение «N». Допускается использование пониженных передач «L» или «2», если движение осуществляется в условиях пробок и заторов.
  3. Задействовать жесткую сцепку или исключить резкие толчки при начале движения и торможении в случае использования буксировочного троса.
  4. Следить за температурой трансмиссии — в процессе движения в АКПП работают все механизмы, поэтому узел быстро перегревается. Если температура превысит 80 °C, необходимо сделать остановку для охлаждения коробки.

Дополнительно нужно снять карданный вал, чтобы отсоединить ведущий мост от коробки передач. За счет этого можно уберечь трансмиссию от поломки. Перед началом движения желательно проверить объем масла в КПП. При заниженном уровне необходимо долить техническую жидкость. Также нужно разблокировать руль и избегать пробуксовок. Запрещается заводить машину путем толкания, сильно разгонять автомобиль и переключать режим селектора в положение «D», поскольку это приведет к серьезным поломкам, которые невозможно будет устранить. Потребуется установка новой трансмиссии.

Кроме этого, при буксировке авто с АКПП необходимо соблюдать общие правила перевозки машин. Запрещается транспортировка автомобилей:

  • с неработающим рулевым управлением;
  • на гибкой сцепке по скользкой погоде и в гололед;
  • при отсутствии видимости во время снегопада.

Также недопустима перевозка нескольких машин одновременно, если длина сцепленных автомобилей превышает 22 м или стаж вождения водителя буксировщика менее двух лет.

Особенности буксировки машин с гидротрансформаторной коробкой

Относительно старые модели автомобильных автоматов, у которых не более 5–6 передач, выдерживают транспортировку на расстояние 30–50 км со скоростью до 40 км/ч. Прежде чем везти машину, нужно разорвать механическую связь неработающего двигателя с колесами. Для этого в КПП предусмотрен аварийный режим «нейтрали», который позволяет перевести трансмиссию из положения «Р» в «N» даже с выключенным мотором. Переключение выполняется с помощью селектора. Алгоритм действий можно посмотреть в инструкции по эксплуатации.

Более современные машины оснащены автоматами, у которых 8–10 ступеней. КПП имеют плотную компоновку, больше передач и фрикционов. Такие трансмиссии плохо переносят буксировку с выключенным мотором, особенно в режиме реверсивного вращения, когда машину поднимают за свободные задние колеса и везут задом наперед. В устройствах также есть аварийный режим, но его можно использовать только для транспортировки на минимальные расстояния. Буксировать машины с помощью троса нельзя, потребуется жесткая сцепка или эвакуатор.

Как перевозить авто с «роботом»

Если транспорт оснащен роботизированной КПП с одним сцеплением типа АМТ (автоматизированная механика), разрешается буксировка на нейтральной передаче при работающем двигателе. Активируется режим простым движением рычага с одновременным нажатием на педаль тормоза. Устройство «роботов» практически такое же, как и у обычной МКПП, поэтому «тащить» авто можно без ограничений по дистанции. Допускается буксировка с выключенным двигателем на жесткой сцепке и транспортировка задом наперед.

Роботизированные коробки с двумя сцеплениями по конструкции больше походят на классические АКПП. Оборудование также управляется гидравликой, поэтому перевода селектора в положение «N» ему недостаточно. Важно, чтобы при транспортировке колеса, к которым идут приводные валы, были либо неподвижными, либо вращались вперед. В случае превышения рекомендованного расстояния движения с выключенным двигателем износ деталей коробки увеличивается в несколько раз из-за отсутствия нормальной смазки.

Как буксировать машину с вариатором

Бесступенчатые трансмиссии имеют более простое устройство, но также плохо переносят длительную буксировку, поскольку у них есть масляный насос. Правила движения аналогичные: селектор коробки переводится в положение «N», двигатель по возможности работает, максимальное расстояние — 50 км, скорость — до 40 км/ч.

Для автомобилей с CVT, у которых нет режима принудительной «нейтрали», предусмотрены дополнительные ограничения. Их можно буксировать очень медленно и на небольшие расстояния. Все из-за того, что трансмиссионное масло в коробке содержит продукты износа, которые могут повредить ремень, шкивы, валы, подшипники и даже гидравлический блок. Поэтому при транспортировке машин с такими вариаторами нужно придерживаться простого правила: протащить на тросе недолго и недалеко можно, но от длительной буксировки лучше отказаться.

Гибкая и жесткая сцепка

Перевозка на гибкой сцепке осуществляется с помощью троса, длина которого обеспечивает расстояние между машинами в 4–6 м. Канат должен выдерживать нагрузку на 20 % больше массы транспортируемого автомобиля. В процессе движения нужно поддерживать трос в натянутом состоянии. Крепление каната осуществляется к специальным проушинам, которые предусмотрены на переднем и заднем бампере кузова. Если фиксирующие элементы отсутствуют, перевозка машины с помощью троса запрещена.

Буксировка на жесткой сцепке выполняется с помощью специального устройства. Его длина должна обеспечивать расстояние между машинами до 4 м. Масса буксируемого авто не больше массы буксировщика. Вид сцепки выбирается в индивидуальном порядке, с учетом работоспособности двигателя и исправности тормозной системы.

Буксировка зимой

Автомобили с АКПП требуют особого ухода. Основные элементы автоматической коробки при низкой температуре на улице нуждаются в прогреве. Перед началом эвакуации нужно запустить двигатель и погонять рычаг АКПП по разным положениям, не задерживаясь на каждом из них. Буксировка осуществляется на жесткой сцепке. В условиях гололеда скорость движения должна быть минимальной.

Последствия неправильной буксировки

При неправильной транспортировке авто с АКПП высокая вероятность поломки гидротрансформатора. Симптомы неисправности — постоянные пробуксовки или полный выход из строя коробки. Цена ремонта оборудования составляет примерно 5 % от стоимости машины.

Также ломается мотор, перекачивающий масло. На машинах с роботизированной КПП выходит из строя электроника, с вариатором — мягкие внутренние детали конструкции. Если на стандартной АКПП поставить селектор в положение «D», а не «N» при движении, одна или несколько шестерен быстро счешутся.

Кроме этого, вследствие перегрева плавятся отдельные элементы КПП. Поломка не такая серьезная и сводится к замене деталей. Симптомы неисправности аналогичные.

Машина с АКПП в качестве буксира

При буксировке другого автомобиля автоматическая коробка однозначно получит дополнительную нагрузку. Перегрев увеличится, возрастет износ деталей. Поэтому многие эксперты и автомеханики рекомендуют никогда не транспортировать другие машины или выполнять буксировку в крайних случаях, когда эвакуатор недоступен. Возможность использования автомобиля в качестве буксира должна быть прописана в инструкции по технической эксплуатации.

Основные правила:

  1. Применение жесткого сцепления — дергания троса при мягкой сцепке приводят к возрастанию ударной и динамической нагрузки. Это существенно увеличивает тянущую силу. Машина получает нагрузку, которая в 2–3 раза превышает вес идущего впереди авто.
  2. Масса транспортируемой машины ниже, чем у буксира.
  3. Скорость движения — до 40 км/ч.
  4. Рычаг коробки находится в положении «2» или «3».
  5. В зависимости от расстояния нужно сделать одну или несколько остановок для охлаждения трансмиссии.

Автомобиль, выполняющий роль тягача, должен трогаться медленно. Управление переводится в ручной режим, что позволит снизить нагрузку на гидротрансформатор и уменьшить износ основных деталей. Движение начинается с диапазона «1». После того как число оборотов увеличится до 3–3,5 тыс., можно переводить рычаг в положение «L». Превышать допустимую скорость буксировки нельзя, резкие рывки и торможения нужно исключить. Дополнительно перед началом движения необходимо проверить уровень масла в КПП.

Услуги Transmission System

Буксировка машины с АКПП на эвакуаторе — самый надежный способ доставки неисправного транспорта на СТО для техобслуживания или в гараж. Позволяет избежать дополнительных повреждений автомобиля в процессе движения и поломки коробки передач. Считается единственно возможным методом перевозки машин с полным приводом и некоторых других моделей с автоматической трансмиссией.

Заказать услугу можно в нашем профильном сервисном центре в Москве. Мы предоставим эвакуатор, который отбуксирует транспортное средство к месту назначения и поможет избежать дополнительных проблем с КПП. Стоимость оговаривается в индивидуальном порядке. Специалисты сервиса обслуживают все типы автоматических систем переключения передач, устраняют поломки любой сложности, включая неисправности, которые возникли вследствие неправильной буксировки.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаеф Владимир Николаевич
Старший технический специалист