Содержание статьи:

Трансмиссионная жидкость в АКПП выполняет одновременно смазывающие, охлаждающие и моющие функции, а также является гидравлическим прессом, который оказывает давление на фрикционные пакеты для передачи крутящего момента. Появление пены (мелких пузырьков) свидетельствует об утрате всех или некоторых заявленных эксплуатационных характеристик. В такой ситуации неисправности в трансмиссии или уже есть, или скоро появятся. Поэтому эксплуатировать агрегат с пенящимся маслом нельзя: необходимо найти и устранить причины, после чего сделать диагностику. В лучшем случае все обойдется сравнительно недорогими сервисными процедурами, в худшем — потребуется затратный ремонт. Игнорирование проблемы приведет к тому, что автомобиль остановится посреди дороги и придется вызывать эвакуатор.

Признаки вспенивания трансмиссионной жидкости в АКПП

Увидеть пузырьки воздуха можно на контрольном щупе. Для этого нужно извлечь его, протереть насухо, вставить обратно и снова достать (нередко проблема заметна и с первого раза). Иногда о вспенивании сигнализирует перегрев трансмиссии, но данный симптом может свидетельствовать и о других неполадках. Также появлением пены сопровождаются следующие неисправности:

  • проблемы с переключением скоростей;
  • толчки, рывки при движении автомобиля;
  • сбои в работе электронного блока управления;
  • заклинивание шестерен.

Вспененная трансмиссионная жидкость утрачивает часть смазывающих свойств. Это ускоряет износ трущихся поверхностей. Также она оказывает меньшее давление на фрикционные пакеты. Из-за этого происходит слишком длительное проскальзывание дисков, что приводит к их быстрому истиранию.

Причины появления пены в масле АКПП

Вспенивание часто происходит по причине смешивания несовместимых сортов. Такое возможно при доливе, когда владелец автомобиля не знает, какая жидкость была залита изначально, и покупает ее наугад. Несовместимые сорта вступают в химическую реакцию. В результате выпадает осадок, появляются хлопья, образуется пена. Данное вещество непригодно для использования в автоматических трансмиссиях: оно не смазывает, не охлаждает, не обладает моющими свойствами (напротив, происходит загрязнение агрегата). Такую жидкость нужно срочно сливать и менять с обязательной промывкой трансмиссии.

Прочие причины вспенивания:

  • Повышенный уровень трансмиссионной жидкости. Вращающиеся валы взбивают ее, как в миксере. К данному явлению особенно чувствительны автоматические коробки и вариаторы производства Toyota, BMW, Volkswagen, Mercedes. Разрушаются сальники, разрываются прокладки и уплотнители, выходят из строя фрикционные диски, клапаны, возможна поломка гидротрансформатора и других дорогостоящих элементов.
  • Низкий уровень трансмиссионной жидкости. Масляный насос качает ее вместе с воздухом, что приводит к появлению пузырьков. Шестерни не достают до смазки, поэтому не могут распределять ее по узлам, стенкам, другим поверхностям.
  • Разгерметизация агрегата. Возможны трещины в корпусе, разрывы шлангов, повреждения сальников и уплотнителей, включая прокладку между автоматической коробкой передач и силовым агрегатом. В систему проникает воздух, что приводит к вспениванию трансмиссионной жидкости.
  • Частая езда на высоких скоростях и в агрессивно-спортивной манере. Такое вождение создает дополнительную нагрузку на узлы и механизмы автоматической трансмиссии. Это приводит к регулярному перегреву жидкости. Она утрачивает свои заявленные характеристики, из-за чего ее эксплуатационный ресурс значительно сокращается.

Воздушные пузырьки могут появляться в результате длительного использования масла. Менять его необходимо в соответствии с межсервисным интервалом, можно чаще, но превышать регламентированный пробег или промежуток времени недопустимо. Замена трансмиссионной жидкости рекомендована даже в необслуживаемых АКПП. Синтетические сорта меняют в среднем каждые 50 тыс. км пробега, полусинтетику через 30–40 тыс. км, минеральные — каждые 15–25 тыс. км. При этом нужно принимать во внимание особенности эксплуатации агрегата. Вождение в щадящем режиме позволяет увеличить межсервисный интервал, при интенсивных нагрузках его следует сократить.

Также пузырьки воздуха часто появляются в некачественных трансмиссионных жидкостях. Это касается продукции малоизвестных производителей, а также контрафакта. Использование таких масел приводит к серьезным поломкам вплоть до полной неработоспособности агрегата. Стоимость ремонтных работ может оказаться сопоставимой с покупкой новой или контрактной коробки передач. Лучше приобретать масла, рекомендованные производителем автомобиля или коробки передач: они адаптированы к конструктивным особенностям конкретного агрегата.

Как решить проблему вспенивания трансмиссионной жидкости

Наличие пены исключает возможность эксплуатации автоматической коробки передач. Даже если машина едет, скорости переключаются и заметных проблем не ощущается, поломка может произойти в любой момент.

Если проблема появилась из-за смешивания несовместимых сортов жидкости, ее необходимо полностью слить, после чего промыть трансмиссию под давлением подходящим свежим составом. Далее следует залить ATF от производителя или бренда, рекомендованного изготовителем автомобиля (коробки передач) до требуемого уровня.

При повышенном объеме трансмиссионной жидкости ее излишки необходимо слить. При нехватке — добавить, учитывая фактор совместимости. Если невозможно узнать, какой состав залит в коробку передач, нужно слить его полностью, промыть агрегат и после этого заправить новой ATF, приобретенной в соответствии с рекомендациями автопроизводителя.

Если вспенивание происходит по причине разгерметизации трансмиссии, необходимо в кратчайший срок определить место утечки. Его можно заметить по характерным потекам на корпусе агрегата, оборвавшимся или потрескавшимся шлангам (на них также будут масляные пятна), либо в процессе комплексной диагностики в специализированном автосервисе. Поврежденные элементы (сальники, прокладки, уплотнители) необходимо заменить, поскольку подтекание жидкости приводит не только к ее вспениванию, но и падению уровня до недопустимо низкого уровня. В такой ситуации узлы и детали стремительно изнашиваются, поскольку не смазываются и не охлаждаются. Возможны механические поломки и деформации, приводящие к полному отказу коробки передач, причем ремонт может оказаться нецелесообразным по деньгам или неосуществимым с технической точки зрения.

В любом случае после разгерметизации автоматической трансмиссии необходимо очистить картер от грязи, осадка, других отложений, а также полностью заменить жидкость.

При частом агрессивном вождении и езде в спортивном стиле на приборной панели загорается лампочка, свидетельствующая о перегреве ATF. Трансмиссионная жидкость уязвима к высоким температурам, поэтому такое развитие событий может стать причиной утраты заявленных эксплуатационных характеристик. Требуется немедленная и полная замена масла в автоматической коробке передач. Попытки восстановить его структуру с помощью присадок или иных способов бесполезны, изменения необратимы.

Поскольку одной из причин вспенивания является длительное использование трансмиссионной жидкости, менять ее рекомендуется с учетом не только требований производителя автомобиля (коробки передач), но также особенностей эксплуатации. Например, при частой езде в условиях современного мегаполиса, которая характеризуется постоянными разгонами, торможениями, движением в дорожных пробках и т. п., нагрузка на трансмиссию значительно возрастает. Жидкость быстрее загрязняется, меняется ее текучесть, химический состав, утрачиваются изначальные свойства, интенсивнее образуется пена. В такой ситуации межсервисный интервал рекомендуется сократить. Аналогичным образом следует поступить при регулярном движении по разбитым, запыленным гравийным и грунтовым дорогам, постоянной высокой загрузке машины (например, салон заполнен взрослыми пассажирами, а багажник — тяжелыми вещами), эксплуатации автомобиля в коммерческом режиме (такси, развоз товара) и т. п.

Полезные советы и рекомендации

Постоянно контролируйте уровень трансмиссионной жидкости в автоматической коробке передач. Это нужно делать в следующем порядке:

  • завести и прогреть автомобиль;
  • проехать на нем небольшое расстояние (в пределах 5–10 км);
  • остановить машину, выждать примерно 2 минуты;
  • извлечь маслоизмерительный щуп, протереть его ветошью, вставить обратно и снова достать.

Уровень трансмиссионной жидкости должен находиться примерно посередине между отметками (насечками). Важно, чтобы она не пахла гарью, была прозрачной или полупрозрачной (черный цвет — признак необходимости экстренной замены), а также достаточно жидкой (качественное масло впитывается обычной салфеткой).

Следите за тем, как ведет себя коробка передач в разных режимах езды. Данный агрегат достаточно деликатен и требует более внимательного отношения по сравнению с механическими трансмиссиями. Основные симптомы неполадок:

  • рывки, толчки при трогании с места, в процессе движения и при смене передач;
  • стук, металлический скрежет, воющие и гудящие звуки, прочие посторонние шумы;
  • перегрев агрегата (это можно заметить с помощью соответствующего индикатора на приборной панели, а также прикладыванием ладони к корпусу (он не должен быть горячим);
  • подтекание трансмиссионной жидкости, специфический запах гари;
  • пробуксовывание, проблемы с включением некоторых передач.

Регулярно проходите диагностику автоматической трансмиссии в специализированном техцентре. Периодичность обследования и регламентных процедур указана в сервисной документации, эту информацию можно получить у дилера. В большинстве случаев диагностика рекомендована раз в 1–2 года или через каждые 15–30 тыс. км пробега (в зависимости от условий эксплуатации и интенсивности нагрузок). Это позволит своевременно обнаружить мелкие неисправности еще до того, как они начнут прогрессировать и приведут к масштабным поломкам. В таком случае ремонт займет меньше времени и обойдется дешевле.

Помните, что автомобили с автоматической трансмиссией нельзя заводить с буксира. Также не разрешается буксировать на такой машине другое транспортное средство. Это приводит к чрезмерной нагрузке на АКПП, в результате чего может произойти перегрев или вспенивание трансмиссионной жидкости, а также появление других неисправностей. Если автомобиль с автоматической трансмиссией не может двигаться своим ходом, его буксировка разрешается только методом частичной погрузки (на дороге должны стоять колеса, которые не являются ведущими). Но лучше воспользоваться эвакуатором.

Услуги компании Transmission System

Наш сервисный центр специализируется на ремонте и обслуживании автоматических коробок передач, включая вариаторы. Оказываем все виды услуг, в том числе:

  • комплексная диагностика трансмиссии на специализированных стендах (делается бесплатно при условии последующего ремонта);
  • дефектовка, поиск и доставка запчастей;
  • устранение любых неисправностей (включая ремонт гидроблоков и гидротрансформаторов), в том числе на АКПП, снятых с производства;
  • замена трансмиссионной жидкости, промывка коробки передач под давлением;
  • установка дополнительного охлаждения и пр.

Используется дилерское оборудование, работают сотрудники со стажем от 7 лет. Если машина не в состоянии

ехать самостоятельно, мы доставим ее в техцентр собственным эвакуатором. По окончании ремонта агрегат тестируется на соответствие техрегламентам и стандартам завода-изготовителя. На выполненные работы и установленные комплектующие предоставляется гарантия сроком до 2 лет.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист