Покупая подержанную машину с автоматической трансмиссией, следует не только внимательно осмотреть автомобиль снаружи, но и продиагностировать внутренние системы: двигатель, трансмиссию, ходовую часть. Коробка-автомат стоит дорого, поэтому нуждается в тщательной проверке. Эта статья посвящена тому, как проверить АКПП при покупке б/у автомобиля.
Изучаем историю автомобиля
Еще до покупки, перед тем как встретиться с продавцом и осмотреть АКПП, необходимо узнать историю машины. Надежный вариант — использовать интернет. Защититься от рисков можно с помощью онлайн-сервиса «Автокод». Вбивая госномер или VIN-код, узнаем все о покупаемой подержанной машине. Система выдаст подробный отчет о прошлом автомобиля: реальном пробеге, числе владельцев, работе в качестве такси, участии в ДТП.
Станет понятно, как часто автоматическая коробка проходила тесты-диагностики, имела ремонтные работы, а также сколько лет эксплуатируется. Перед разговором сначала проверьте документы на транспортное средство. И только после этого можно начать задавать вопросы продавцу. Во-первых, выясните, как часто использовалась машина? Во-вторых, расспросите, как обслуживалась? Вот примерный список вопросов:
- как эксплуатировалось авто (в личных целях, для перевозки груза, в качестве такси);
- выполнялся ли регламент обслуживания АКПП, в том числе замена масла (откручивался ли поддон или была доливка);
- ремонтировалась ли коробка-автомат, есть ли гарантийный талон на работы;
- попадало ли авто в ДТП, какие получало повреждения.
Проверка масла в коробке-автомате
Знакомство с АКПП нужно начинать с визуального осмотра автоматической трансмиссии в подкапотном пространстве. Обратить внимание на наличие течей через сальники, прокладки, а также в месте соединения с двигателем. Потом с этой же целью нужно заглянуть снизу и сбоку, предварительно вывернув передние колеса до конца вправо, а затем влево.
В норме корпус коробки должен быть сухим, без масляного запотевания. Течи масла должны отсутствовать, пыльники — быть целыми. Следует обратить внимание на однородность загрязнений двигателя и АКПП, чтобы определить, снималась ли коробка для ремонта или замены.
Важно знать, что срок службы «автомата» зависит от качества трансмиссионного масла. ATF-жидкость со временем становится гуще, темнеет, к тому же теряет свои рабочие характеристики. Поэтому при холодном старте повышенное давление, создаваемое масляным насосом, может выдавить сальник из его корпуса. Если масло не заменить вовремя, может случиться серьезная поломка. А ремонт АКПП стоит недешево, поэтому приобретение такой машины, бывшей в употреблении, будет невыгодным.
Перед проверкой уровня масла необходимо убедиться, что авто стоит на ровной поверхности для точной оценки. Кроме того, двигатель должен быть заглушен, а трансмиссия находится в режиме «парковка» (P). Контроль осуществляется с помощью щупа. Уровень масла должен находиться между двумя отметками на щупе (обычно посередине «нижней» и «верхней» точек). Если он опустился ниже минимальной отметки, нужно долить масло, чтобы достичь нормального уровня.
Оценка состояния масла в АКПП позволяет выявить наличие загрязнений, окислов и иных дефектов, которые могут негативно сказаться на работе коробки. Следует обратить внимание на цвет масла. Его естественный окрас — светло-желтый или светло-коричневый. Если масло красное, черное, серое или белое, это признаки проблем. В таком случае может потребоваться дополнительная диагностика.
Далее оценивается консистенция масла. Жидкость хорошего качества должна быть прозрачной и гладкой на ощупь. Если в ней содержатся битум, металлические стружки, другие загрязнения, оно будет густым, на пальцах чувствуются неровности.
Нужно обратить внимание на запах. Если он резкий, отдает гарью, это признак того, что коробка передач была перегрета. Обязательно проверяем и масляный фильтр. Если масло грязное, он забит и требует замены.
Проверка АКПП на стоящем авто
Обследование коробки передач в статике с заведенным двигателем еще до покупки является одним из действенных способов оценки ее работы. Этот метод позволяет распознать проблемы в виде шумов или вибраций, а также проверить масляный насос, выявляя менее чувствительные, чем при динамике, нарушения давления.
Прежде чем начать проверку, необходимо проконтролировать положение авто на ровной поверхности. Также установить на тахометре одну тысячу оборотов двигателя. Теперь проверяем работу масляного насоса. Слушаем звуки работы двигателя и АКПП. Если слышны шумы от насоса, это может указывать на его неисправность или недостаток масла в системе. Пошаговая инструкция тестирования коробки автомат в статическом режиме:
- Проверяем шум шестерен внутри коробки. Для этого переводим коробку на режим «D» и нажимаем ногой на тормозную педаль. Затем плавно увеличиваем обороты двигателя до 2,5 тысяч в минуту, одновременно оценивая работу АКПП. Если слышатся посторонние звуки, такие как скрежет или свист, то их могут издавать проблемные шестерни.
- До покупки проверяем работу переключателей скоростей АКПП. Это можно сделать, переводя рычаг между режимами «D», «R», «P». При выжатой педали тормоза переключаем их «вкруговую». Сначала делаем плавно, не торопясь, с паузой до 5–10 секунд на каждом режиме. Затем выполняем быстрое переключение, с остановкой на одну секунду. Такие манипуляции помогут понять, как ведет себя автомобиль при переключении скоростей и режимов. Нормально, если б/у авто слегка подергивается. Но если наблюдаются ощутимые толчки, рывки, проблемы с АКПП серьезные. А если при этом слышны странные звуки или есть заедания при переключении скоростей, то ситуация с коробкой критическая.
Заметим, что статическая проверка АКП не является исчерпывающей и не может гарантировать полную оценку состояния коробки передач. В случае возникновения серьезных подозрений на наличие проблем, рекомендуется отказаться от покупки или настаивать на снижении цены, чтобы потом на сэкономленные деньги отремонтировать АКПП или купить новую.
Проверка в движении
Покупка подержанного автомобиля с автоматической коробкой передач — задача сложная, поскольку это одна из ключевых систем, и ее неисправность может привести к высоким затратам на ремонт. Проверка АКПП на покупаемой машине в динамике поможет выявить наличие проблем и убедиться, что состояние коробки передач соответствует описанию продавца. Вот пошаговая инструкция тестирования в динамике:
- Начните проверять переключения скоростей в движении. Нужно оценить работу коробки передач, переключаясь между режимами «D», «R», «P». Обратите внимание на то, на сколько быстро и плавно переключаются скорости. Небольшая задержка или снижение мощности в момент переключения может указывать на проблемы.
- Оцените состояние автоматической трансмиссии через свой опыт вождения. Попросите продавца дать возможность поездить несколько дней на автомобиле. Во время вождения обратите особое внимание на работу коробки передач и наличие странных звуков или вибраций. Если вы обнаружите какие-либо проблемы, это может быть сигналом к тому, что автомобиль нуждается в серьезном ремонте.
- Выполните проверку АКПП при резком старте. Нужно перевести коробку автомат в режим «D» и резко нажать на педаль газа. На тахометре стрелка должна показывать 5–6 тысяч об/мин. Лучший вариант — проводить проверку на дороге, где есть возможность разогнать машину до 100 км/час, засечь время разгона и сравнить с данными производителя. Если при вдавленной в пол педали двигатель ревет, а авто движется равномерно с небольшим ускорением, велик риск наличия неисправностей у фрикционных дисков коробки передач.
- Проверьте качество переключения скоростей. После того, как вы поездите на авто некоторое время, снова проверьте качество автоматики переключения скоростей. Для этого нужно разогнать автомобиль до 50 км/ч и резко нажать на педаль тормоза. Если переключение скоростей происходит резко и сильно заметно, это может указывать на поломки.
- Прислушайтесь к работе масляного насоса во время движения. Если будут слышны шумы, это может указывать на неисправность коробки передач или недостаток масла в системе.
- Во время вождения автомобиля обращайте внимание на уровень вибраций, особенно на высоких скоростях. Такие проблемы с динамикой, как толчки, рывки при автоматических переключениях передач, говорят о наличии серьезных неисправностей в трансмиссии авто.
Важно заметить, что проверить АКПП на покупаемом авто в динамике — это лишь один из способов оценки ее состояния. Заключение о состоянии коробки передач могут предоставить только специалисты в автосервисе, используя специализированное оборудование для сканирования. Поэтому рекомендуется проводить дополнительную диагностику в условиях СТО.
Проверка в автосервисе на подъемнике
Перед покупкой подержанного автомобиля состояние всех систем, в том числе АКПП, проверяется на подъемнике. Это позволяет визуально обследовать и протестировать автоматическую коробку. Во время осмотра мастера обращают внимание на наличие повреждений, износ деталей.
Тестирование коробки-автомата включает в себя:
- проверку режимов работы скоростей;
- бесшумность переключения передач;
- плавность изменения скорости.
Также обращают внимание на наличие шумов и вибраций при работе. С помощью специальных датчиков можно провести оценку давления и температуры рабочей жидкости.
Если мастера обнаружат неисправности в работе АКПП, то следующим шагом будет подробная диагностика для определения конкретной причины и ее устранения.
Проверка АКПП на подъемнике позволяет выявить серьёзные проблемы, которые могут оказаться критическими. Это поможет обезопасить покупателя от рискованного шага. Поэтому данная процедура важна.
Другие способы диагностики автоматической трансмиссии автомобиля
Обратите внимание на пробег авто. Ресурс АКПП составляет 150–300 тысяч километров (он зависит от модели). Если пробег превышает этот эксплуатационный показатель, то коробка-автомат может находиться в плачевном состоянии.
Внимательно осмотрите петли для троса. Если на них есть заметные следы, это говорит о том, что машину буксировали с помощью гибкой сцепки. Для автоматической трансмиссии это почти смертельный приговор. Неисправную машину можно транспортировать только на эвакуаторе или с поднятыми передними колесами. С буксира автомобиль с АКПП также завести не получится.
На отдельных марках нет щупа для проверки уровня масла. В этом случае прогретая машина ставится на яму или эстакаду. У коробки-автомата откручивается контрольная пробка и заливается свежее масло. Если из гнезда потечет черная жижа, такую машину лучше не покупать.
Вас могут заинтересовать следующие услуги
Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.
Смотреть подробнееМы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.
Смотреть подробнееУ нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.
Смотреть подробнееПохожие статьи

С каждым новым поколением автоматические трансмиссии становятся все совершеннее. В сравнении с предыдущими модификациями новые АКПП обеспечивают лучший уровень комфорта, экономят топливо и сокращают эмиссию вредных веществ, попадающих в атмосферу.

