Содержание статьи:

Еще 10–15 лет назад механические коробки передач уверенно держали лидерство по популярности. Но в последние 5 лет ситуация кардинально изменилась. Автоматические коробки передач уже давно перестали быть диковинкой и атрибутом «машины для женщин», став привычным элементом городского автомобиля. Более того, даже внедорожники отказываются от механики, в пользу автоматики. Это просто, удобно и, будем честны, надежно и так уж дорого.

Современный выбор АКПП поражает. Это и классические автоматы-гидротрансформаторы, и вариаторы, и различные виды роботизированных трансмиссий. Каждая разновидность имеет свои плюсы и минусы. Так что, если вы раздумываете о комплектации своего будущего автомобиля — эта статья поможет вам сделать правильный выбор.

Механическая трансмиссия

В начале коротко о заслуженном «ветеране», не упомянуть которого нельзя. Механическая коробка передач существует с момента появления автомобилей. Простая, надежная, но требовательная к водителю. Недаром на Западе ходит шутка, что «лучшая защита от угонщика — это механическая коробка передач». Здесь есть доля правды — неподготовленный водитель даже не сможет тронуться с места.

С другой стороны, эра механических трансмиссий давно в прошлом. Её удел — водители, нуждающиеся в максимальной надежности и ремонтопригодности или те, кто желают иметь полный контроль над своим авто.

Гидротрансформатор

Та самая классическая АКПП, она же автомат. Несмотря на «электрическую» начинку, эта система самая «механическая» из всех.

В основе работы АКПП лежит принцип преобразования крутящего момента двигателя в давление трансмиссионной жидкости. Такая система состоит из следующих элементов:

  • гидротрансформатор, отвечающий за преобразование оборотов двигателя в напор трансмиссионной жидкости. Он состоит из насоса, турбины и стартера. Последний нередко именуется реактором;
  • планарный редуктор. Он состоит из нескольких наборов шестерней, соединяя которые, система может менять передаточное число на двигателе;
  • система гидроуправления. Набор клапанов, управляемых электроникой, которые регулируют давление жидкости в коробке и обеспечивают плавность передач.

Насос гидротрансформатора создает течение жидкости в трансмиссии, превращая силу вращения в гидравлическую, которая воздействует на шестерни планарного редуктора. При этом гидротрансформатор выполняет роли как гидромуфты, так и сцепления, обеспечивая автоматическое переключение передач без участия водителя. Систему контролирует блок гидроуправления в соответствии с заранее загруженными программами.

Гидротрансформаторные трансмиссии известны уже почти 80 лет. Это надежное и проверенное решение для автомобилей любого типа. К их достоинствам относят:

  • надежность — качественно сделанная коробка ломается действительно очень редко;
  • плавность хода — автомат переключает передачи плавно и незаметно для водителя и пассажиров;

Но не стоит забывать и про недостатки:

  • высокая стоимость обслуживания — гидротрансформатор требует большого количества трансмиссионной жидкости. Также он чувствителен к ее качеству, которое напрямую влияет на срок службы коробки передач;
  • дорогостоящий ремонт — если что-то случится с самой трансмиссией, её ремонт сопоставим со стоимостью новой;
  • высокий расход топлива — обратная сторона плавности хода. Чем медленнее вы разгоняетесь, тем больше горючего вы тратите, особенно в городских пробках.

Гидротрансформатор — это пока еще «нестареющая классика», надежная, эффективная и насквозь знакомая. Но расходы будут высокими, особенно в части повседневных затрат на горючее.

Роботизированная коробка

В основе этого решения лежит механическая трансмиссия, передачи в которой переключает автоматизированная система под управлением бортового компьютера. В нее входит набор сервоприводов для включения сцепления и переключения режимов работы. Теоретически робот должен был объединить простоту обслуживания механики и скорость реакции автомата. Реальность оказалась несколько сложнее.

Робот действительно может обеспечить удобство и надежность, сопоставимые с полноценным АКПП при условии, что механическая коробка передач будет изначально проектироваться под такое решение. Большинство нареканий к системе вытекают из желания автопроизводителя сэкономить и использовать в робокоробке серийную механическую трансмиссию с небольшими доработками. Огрехи в разработке управляющей программы также вносят свою лепту в минусы робота.

С другой стороны, не всё так мрачно. Ряд автопроизводителей смог отыскать удачные сочетания ПО и механики, создавая неплохие системы. Например, Volkswagen со своими робокоробками от BorgWarner. Скорость переключения, за которую многие недолюбливают робот, — вещь субъективная, и чаще всего её замечают водители, пересевшие с других АКПП, просто потому, что они забывают про время, которое требуется для переключения передач вручную.

Основные преимущества роботизированной коробки:

  • сравнительно низкая стоимость ремонта и обслуживания;
  • относительная простота конструкции.

Что касается недостатков, то они включают:

  • медленное переключение передач;
  • высокие требования к конструкции трансмиссии и ПО. Некоторые модели авто с робокоробками лучше сразу обходить стороной.

В целом робот — приемлемое решение для тех, кто хочет получить автоматическую трансмиссию за умеренную плату. Впрочем, классические роботизированные трансмиссии с единым сцеплением уходят в прошлое, уступая место DSG.

DSG

Преселективная коробка передач, она же DGS (Direct-Shift Gearbox) — это развитие идей робота. Но если в обычной роботизированной трансмиссии один сервопривод отвечает за переключение всех скоростей, то здесь сцеплений два — одно для четных, другое для нечетных передач. Подобный ход позволяет коробке держать уже сформированную, но отключенную передачу на «горячем старте». И как только приходит время переключения, система не тратит времени на формирование новой передачи, а просто подключает заготовку к работе.

Главным преимуществом ДСГ является скорость работы, которая держится на уровне классического гидротрансформатора. Такая быстрота переключения существенно экономит горючее. Также автопроизводители смогли доработать «сырость» конструкции, и автомобили последних лет получили достаточно неплохие DSG-решения, искупающие спорное начало их истории.

Таким образом, DGS-системы отличаются следующими достоинствами:

  • высокой скоростью реагирования и переключения передач;
  • высоким КПД за счет чисто механических элементов;
  • экономичным расходом топлива.

К недостаткам этой системы относят:

  • высокую стоимость обслуживания и ремонта. Здесь ДСГ может уверенно состязаться с АКПП;
  • чувствительность к сложным условиям эксплуатации. Такие решения категорически не подходят для внедорожников;
  • склонность к перегреву при длительных поездках;
  • низкую надежность по отношению к более традиционным КПП.

В целом DSG — отличный выбор для городской машины, не испытывающей серьёзных перегрузок и запредельных режимов работы. Но если вы часто выбираетесь за город — лучше не рисковать.

Вариатор

Вариаторная трансмиссия (она же CTV) развивает идеи гидротрансформатора. Это отличное решение для городских автомобилей, особенно тех, что проводят большую часть времени в пробках. Здесь АКПП, завязанная на числе оборотов двигателя, будет постоянно находиться в пограничных режимах, сокращая свой ресурс. У вариатора этой проблемы нет.

В основе вариатора лежит концепция бесступенчатой трансмиссии, успешно опробованной на велосипедах и скутерах. Она состоит из гидротрансформатора, двух шкивов (ведущего и ведомого) и натянутого ремня с трапециевидным сечением. Сами шкивы имеют конусообразную форму, которая позволяет смещать ремень при изменении расстояния между ними. Когда машина разгоняется, диаметр ведущего шкива минимальный, а у ведомого — максимальный. Таким образом обеспечивается максимальная тяга. А когда автомобиль набрал нужную скорость — ситуация меняется: теперь диаметр ведущего шкива больше, чем у ведомого. Подобное решение позволяет обеспечить максимальный крутящий момент и плавный переход между скоростями. Хотя по факту у вариатора нет скоростей.

Основные преимущества вариатора:

  • быстрый набор скорости с плавным переключением передач — здесь вариатор обгоняет даже АКПП;
  • экономный расход топлива при условии выверенной программы перехода;
  • отсутствие пробуксовки, особенно на обледенелой дороге;
  • низкая шумность и высокий комфорт вождения.

Вариатор можно считать почти идеальной коробкой передач, если бы не ряд недостатков:

  • малый ресурс работы. Это особенно касается старых CTV, чей регламентный ремонт наступал уже через несколько десятков тысяч пробега;
  • невозможность использования на тяжелых машинах. Да, существуют решения для внедорожников и грузовиков, но это скорее исключение, чем правило;
  • зависимость от внешних датчиков. Вариатор использует показания различных приборов, и ошибка даже в одном из них может привести к сбою всей программы;
  • высокая сложность и стоимость ремонта или обслуживания.

Вариатор представляет собой вершину технологического развития автомобильных трансмиссий. Но за высокие технологии придется хорошо заплатить.

Какую трансмиссию выбрать?

Робот, гидротрансформатор или вариатор? Выбор между этими вариантами стоит у многих автовладельцев, покупающих новую модель. И ответ на этот вопрос полностью зависит от назначения вашей будущей машины.

Желающим получить простую и надежную трансмиссию на все случаи жизни лучше остановить свой выбор на автомате. Большинство моделей имеют стабильное качество. Особенности АКПП хорошо известны автомеханикам и проблем с поиском компетентного сервиса или запчастей не возникнет. Да, текущие расходы будут высоки, но спокойная езда стоит того.

Владельцам городских автомобилей, которые редко выбираются за город, лучше выбирать между роботом и вариатором. Причем второй может оказаться более перспективным за счет плавности хода и безопасности движения на скользкой дороге. Он дорог в ремонте и обслуживании, но современные модели существенно нарастили как надежность, так и ресурс.

Что касается робота и DSG — то здесь многое зависит от производителя и модели трансмиссии. Для одних роботизированная коробка стала настоящим проклятием. Для других — это отличная альтернатива механике и АКПП, обеспечивающая быстрый и плавный ход, да еще и недорогая в обслуживании. Поэтому если вы присматриваетесь к роботу — не поленитесь прочитать обзоры на выбранные модели авто. Они помогут принять верное решение.

Вас могут заинтересовать следующие услуги

Ремонт гидротрансформаторов

Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.

Смотреть подробнее
Ремонт АКПП

Мы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.

Смотреть подробнее
Диагностика

У нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.

Смотреть подробнее
Пинаеф Владимир Николаевич
Автор статьи
Пинаев Владимир Николаевич
Старший технический специалист