К маслу для автоматической коробки передач предъявляются более жесткие требования, чем к смазывающей жидкости в механике. Поскольку АКПП работают в интенсивном режиме, у ATF выше индекс вязкости. Кроме того, Automatic Transmission Fluids лучше сопротивляется окислению и вспениванию, сильнее снижает вибрацию и шумы, надежнее защищает от коррозии. А еще оно не должно быть агрессивно к металлу, резине. Но основное — трансмиссионное масло является рабочим телом гидравлики, поэтому оно должно быть противозадирным, моющим, фрикционным и антиокислительным.
Трансмиссионное ATF отличается сложным химическим составом. В него добавляются антиоксиданты, ингибиторы коррозии, модификаторы трения, другие присадки. У него синтетическая база, и набор присадок совместим с деталями из цветных металлов и их сплавов. Естественно, у ATF высокая цена. Если оно начнет подтекать, элементы дорогостоящей АКПП будут изнашиваться быстрее. Поэтому корпус автоматической коробки герметизируется с помощью резиновых уплотнителей, пробковой древесины, обрезиненной стали, дюралевого сплава. А еще применяются силиконовые, анаэробные, синтетические, керамические герметики.
Корпус автоматической коробки представляет собой сложную конструкцию из стальных и алюминиевых деталей, соединяемых между собой с помощью прокладок. Кроме того, АКПП имеет места соединения с приводными валами и двигателем. Они герметизируются сальниками. А пробка для слива, датчики температуры, скорости, давления вкручиваются в корпус с медными и резиновыми уплотнителями. Именно через сальники и прокладки чаще всего случаются течи трансмиссионной жидкости по различным причинам.
Почему течет масло из АКПП?
Утечку трансмиссионной жидкости можно обнаружить 2 способами:
-
понижением уровня с помощью щупа;
-
обнаружением подтеков масла под автомобилем.
От моторного масла ATF отличается цветом (более светлое) и степенью вязкости (более плотное, густое). На практике протечки масла из АКПП случаются по следующим причинам:
-
повреждение корпуса коробки-автомата, гидротрансформатора, масляного насоса;
-
несоблюдение правильной установки на место прокладки, сальника, пробки слива, контрольного щупа;
-
ослабление стягивающих креплений коробки;
-
истирание посадочных мест под сальники у валов коробки, появление люфтов;
-
высыхание, деформация, износ резинотехнических элементов (прокладок, сальников, манжет);
-
нарушение работы сапуна, приводящее к выдавливанию масла наружу;
-
высыхание уплотняющего герметика между картером и корпусом автомата.
Течь через сальники приводов
Популярная коробка-автомат имеет сложное устройство, включающее множество элементов, в том числе сальники. Эти специальные резинотехнические уплотнители играют двойную роль. С одной стороны, предотвращают вытекание масла из коробки. С другой — защищают автоматическую КПП от попадания грязи внутрь. Сальники, которые по истечении времени изнашиваются (теряют форму, эластичность), — расходный материал. Чтобы их изношенность не вызвала поломку дорогостоящего агрегата, требуется проводить своевременную замену.
Основной признак неисправности сальника привода — появление подтека масла. Работа их замене относится к разряду сложных, поэтому должна выполняться в специализированной компании по ремонту и техническому обслуживанию именно автоматических трансмиссий. Только опытные мастера смогут учесть специфику коробок-автоматов у разных марок и моделей автомобилей. На практике замену сальников приводов АКПП выполняют одновременно с заменой ремня ГРМ, так как срок службы у них по регламенту одинаковый. Нюансов много. Потребуется яма или подъемник. Масло в АКПП нужно сливать. Нельзя одновременно вытаскивать ШРУсы с правой и левой стороны, иначе не избежать смещения полуосевых шестерен внутри дифференциала коробки. Для работы понадобится специальный инструмент.
Почему масло АКПП бежит между двигателем и коробкой?
В коробке-автомате масло циркулирует под давлением, создаваемым масляным насосом. Вытекать между АКПП и ДВС оно может из-за износа сальника гидротрансформатора (ГТР). Его замена будет связана со снятием автоматической коробки, что можно сделать только в условиях специализированной станции технического обслуживания.
Причина преждевременного выхода из строя сальника гидротрансформатора может быть:
-
в перегреве АКПП из-за понижения уровня ATF (высокая температура и дефицит масла приводят к нарушению эластичности и герметичности сальника);
-
появлении течи после ремонта автоматической трансмиссии, что указывает на промах мастера, который неправильно установил новый сальник на место.
Течь через прокладки
Трансмиссионное ATF может подтекать через прокладки в трех случаях:
-
естественный износ;
-
перегрев автоматической коробки;
-
удары по коробке-автомату при неосторожной езде.
К примеру, уплотнительный герметик между корпусом и картером АКПП со временем костенеет, теряет эластичность, рассыпается. Но при езде по бездорожью от ударов могут появиться вмятины и повреждения поддона. Это приведет к подтеканию масла в месте прилегания картера к корпусу. Случаются утечки ATF через разгерметизацию разъема мехатроника — электронно-гидравлического блока. Причина может быть в резиновом уплотнении.
Последствия утечки масла
Важное замечание: на начальном этапе подтеки трансмиссионной жидкости под днищем автомобиля бывает сложно обнаружить. Поэтому нужно регулярно проверять уровень масла с помощью контрольного щупа АКП и насторожиться при появлении посторонних звуков: скрежета, стуков, шумов. При обнаружении серьезной протечки масла из коробки-автомата последующая эксплуатация машины крайне нежелательна. Если масло потекло при движении авто, буксировать без подвешивания ведущих колес нельзя. Правильное решение — заказать эвакуатор.
При спокойной езде по ровной местности или под гору накатом нагрузки на АКПП минимальны. Поэтому даже при недостаточном уровне ATF в коробке-автомате риск серьезной поломки агрегата небольшой.
А вот в случае нагрузки двигателя и коробки при нехватке масла давление снижается, фрикционы сцепления начинают пробуксовывать. «Автомат» переключается с задержкой или рывками, буксует, срывается с повышенных передач на пониженные скорости. Такая жесткая работа может привести к фатальным последствиям. Если продолжать езду, не обращая внимание на признаки разгерметизации АКПП, фрикционные диски выйдут из строя из-за перегрева. При дефиците масла велика вероятность поломки масляного насоса, что грозит задирами у втулок планетарного механизма, выходом из строя гидроблока, гидротрансформатора, других важных узлов.
Крайне важно уметь правильно проверять уровень масла по щупу. Двигатель должен быть заведенный, рычаг переведен в положение «паркинг». Коробка должна быть прогрета в холодное время года, автомобиль выставлен на ровной горизонтальной площадке. Летом можно мерить масло по щупу на холодном автомобиле, но все равно на заведенном двигателе. Нужно обязательно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации машины, чтобы знать все тонкости правильного измерения уровня масла в АКПП конкретной марки.
Диагностика и устранение неисправности
Все дефекты автоматической коробки передач объединены в две большие группы и могут появляться:
-
в гидравлической и механической части — гидротрансформаторе, планетарной передаче, кулисе рычага, тормозах, муфтах, масляном насосе;
-
электронной системе управления — входных датчиках, блоке управления, исполнительных устройствах, проводке и ее соединениях.
Наиболее типичная неисправность в АКПП сопровождается звуками (скрипом, хрустом, щелчками, скрежетом, свистом, постукиваниями) и неприятным запахом. Если во время переключения скоростей автомобиль начинает пробуксовывать, двигается рывками или стоит на месте, это тоже показатели неисправности «автомата».
Общие внешние признаки неисправности, связанные с эксплуатацией машины при недостатке масла в автоматической коробке:
-
толчки и рывки, пробуксовки, вибрация, постукивания, шуршания, возникающие во время работы АКПП, обычно свидетельствуют о скорой поломке гидроблока. В сложных случаях автомобиль вообще не едет;
-
протекание рабочей жидкости указывает на износ уплотнительных втулок, сальников, фрикциона, колец, прокладок гидротрансформатора;
-
обнаружение в поддоне при замене масла металлической стружки говорит об износе планетарной передачи;
-
невозможность переключения в АКПП с одного режима работы на другой, скорее всего, сигнализирует о неисправности кулисы рычага и селектора;
-
неправильный выбор оборотов в момент переключения передач указывает на поломку блока управления электронной системой;
-
сопровождение аналогичных проблем повышенным шумом предупреждает о возможной неисправности масляного насоса.
Компьютерная диагностика АКПП
Точно определить, что в автоматической трансмиссии неисправно, может только диагност в специализированном автосервисе. Бортовой компьютер современных автомобилей хранит коды ошибок, возникающих во время работы блока электронного управления, датчиков, гидроблока, переключателей. Компьютерная диагностика обычно дополняется прослушиванием посторонних шумов, визуальным осмотром, проверкой проводки с помощью тестера. После анализа всех показателей ставится точный диагноз неисправности. Для проведения диагностики электронной системы управления снимать АКПП обычно не требуется. А вот для установления точных причин неисправностей в гидравлической и механической части демонтаж коробки-автомата может понадобиться.
Ремонт АКПП
Снятая с машины коробка разбирается. Детали моются, затем высушиваются. После этого проводится их дефектовка. Все уплотнители, прокладки, внутренние резинки гидроблока меняются на новые резинотехнические изделия. Также подлежат замене дефектные детали в механической части. Поддон, колодка ингибитора очищаются от грязи, продуктов износа. В масляном насосе, возможно, потребуется замена некоторых деталей, фильтра. Также в гидроблоке выбраковываются сломанные, ослабленные пружины. Их тоже нужно поменять на новые запчасти. Разборка и сборка ведутся в соответствии с рекомендациями производителя АКПП. При сборке важно не перепутать похожие детали местами.
Профилактика
Ремонт АКПП — это сложная дорогостоящая процедура. Чтобы ее избежать, необходимо соблюдать правила эксплуатации как авто, так и коробки-автомата:
-
воздерживаться от резких торможений, наборов скорости, крутых поворотов;
-
выключать двигатель в пробках, чтобы дать остыть трансмиссии;
-
не допускать перегрева АКПП;
-
постоянно контролировать не только уровень, но и состояние ATF;
-
прогревать автомобиль в зимнее время перед запуском;
-
вовремя менять трансмиссионное масло, фильтры;
-
регулярно осматривать коробку, чтобы своевременно выявить течи масла.
Услуги Transmission System
-
Замена масла в АКПП.
-
Диагностика и ремонт всех видов автоматических трансмиссий.
-
Скупка неисправных и старых АКПП в любом состоянии, с разной степенью износа в Москве и по регионам. Цена зависит от разных факторов и представлена на сайте автосервиса.
-
Установка дополнительного радиатора охлаждения для АКПП.
-
Доставка отремонтированных автоматических трансмиссий в регионы.
Единственная специализация Transmession System — ремонт автоматических трансмиссий грузовиков и легковых автомобилей. Наши мастера профессионально ремонтируют АКПП, гидроблоки, вариаторы (CVT), гидротрансформаторы. На все виды работ дается гарантийный талон.
Вас могут заинтересовать следующие услуги
Наша компания занимается профессиональным восстановлением всех элементов автоматических трансмиссий, включая гидротрансформаторные узлы.
Смотреть подробнееМы располагаем всем необходимым для проведения самых сложных ремонтов по обслуживанию и диагностике АКПП.
Смотреть подробнееУ нас большой парк дилерского оборудования и четко соблюдаются требования производителя.
Смотреть подробнееПохожие статьи